«И зачем вы себя мучаете?» — спросил меня таксист, который вез меня и мой рюкзак в пятничное утро на работу. Через сутки после этого разговора я буду готовиться к выходу на маршрут на пик Тальцинский в 200 километрах от дома. Зачем? Чтобы снова почувствовать, что человек — часть природы, но не ее хозяин. Она продемонстрирует это на маршруте — и не раз.
Где переночевать?
Высота пика Тальцинского — 1806 метров над уровнем моря. Для сравнения: более популярная среди туристов высота горного хребта Хамар-Дабан, растянувшегося вдоль Байкала на 350 километров, — пик Черского — достигает 2 тысяч 90 метров, а его высочайшие точки — почти 2,4 тысячи метров.
Перед выходом на маршрут необходимо зарегистрироваться в подразделении МЧС, на территории которого он проходит. Это можно сделать на сайте ведомства, а также по электронной почте или по телефону. Регистрироваться необходимо за 10 рабочих дней до дня выхода. Также стоит скачать себе на телефон трек-маршрут для того, чтобы двигаться по нему и не потеряться.
В нашей команде было четыре человека, у двоих из которых походного опыта практически нет. На прохождение маршрута мы заложили целый день, а потому собраться в «точке икс» — «Экопарке на Снежной» — было решено в пятницу. Часть команды выехала из Иркутска днем, часть — вечером после работы. Дорога занимает три-четыре часа по хорошей трассе с ужасным пятикилометровым последним грунтовым отрезком пути.
Для похода на пик Тальцинский есть два варианта ночевки. Один — только хардкор (на самом деле, нет, конечно): берем палатку, спальники, всю провизию и разбиваем лагерь на одной из стоянок по пути. Второй — остановиться на турбазах в экопарке. Вариантов размещения тут масса, правда, все они кусаются по стоимости.
Мы выбрали самый бюджетный вариант — четырехместный домик на локации «Лесная поляна» обошелся за две ночи в 17 тысяч рублей. За эти деньги получили двуспальную и двухэтажную кровати с мягкими матрасами, маленький холодильник, стол с чайником и никакого простора. Для ночевки, впрочем, вполне подойдет.
Но прежде чем заселиться, нужно преодолеть два КПП. На первом — заплатить за стоянку, 300 рублей в сутки, на втором — предъявить чек. У «Экопарка на Снежной» две парковки. Первая расположена между двумя КПП и предназначена для посетителей, которые приезжают на день погулять, вторая — для постояльцев турбазы.
Если же вы направляетесь на Тальцинский или, например, на Соболиные озёра без ночевки на турбазе, то варианта развития событий два: либо оплачиваете так называемый инфраструктурный сбор — 300 рублей с человека — и можете пользоваться всей инфраструктурой базы (например, отдохнуть на шезлонгах!), либо заполняете анкету обязательств и проходите бесплатно. Но если вас поймают за тем, что вы, допустим, выбрасываете мусор в местные корзины, то придется это оплатить.
Машину, кстати, оставлять на ночь на гостевой парковке нельзя. Впрочем, если заезжаете как «гость дневного пребывания», оставляя автомобиль на «ночевку», его, конечно, оставят на месте, а по возвращении за него нужно будет доплатить.
Перекусить здесь тоже есть где. В экопарке работает магазин и несколько точек общепита, некоторые из них открыты до 21:00, некоторые — до 01:00. Есть и вагончики с фастфудом, мороженым и кофе. Все они принимают оплату в том числе банковскими картами. Нужно иметь в виду, что цены здесь выше, чем в Иркутске.
На маршрут — через «танцплощадку» и «Пупырь Путина»
В ночь с пятницы на субботу шел дождь. Мы всерьез опасались, что восхождение придется отменить из-за погодных условий, но к утру тучи хоть и не разбежались, но лить перестало. Пасмурная погода, кстати говоря, для походов гораздо более комфортная, чем солнечная. Не жарко, не печет, организм чувствует себя лучше. На пик отправились налегке: теплая сменная одежда, дождевики, аптечка, ореховые смеси и сладкие батончики для перекуса, по пол-литровой бутылке воды — и всё.
Маршрут на Тальцинский хорош тем, что его можно разбить на несколько отрезков. Например, можно прогуляться до «танцплощадки» — обзорной точки, откуда открывается потрясающий вид на долину с ручьем Тальцы, отсюда же просматривается и Тальцинский. Наша программа максимум была — зайти на сам пик, программа минимум — добраться до ледникового озера перед гребнем.
Из гостевого домика наша группа вышла в 08:20. С этого момента начался отсчет времени, затраченного на маршрут. До «танцплощадки» ведет очень простая и просматриваемая тропа, доступная и для детей, и для неподготовленных походников. Маршрут идет вдоль реки Снежной, затем через лес. Осторожно, многообразие запахов здесь кружит голову!
По пути предстоит преодолеть две переправы через речку Тальцинку — это перекинутые через нее брёвна с тросами. Выглядят сначала опасно, но на самом деле вполне комфортны. После первой переправы видим указатели: налево пойдешь — озёра Соболиные найдешь, направо пойдешь — на Тальцинский попадешь. Перед «танцплощадкой» начинается небольшой крутой подъем, который легко проходится. Поверьте, его стоит одолеть!
Этот отрезок пути у нас занял около полутора часов — мы особенно не торопились, но и не медлили, шли в обычном темпе, чуть быстрее прогулочного. После «танцплощадки» начинается крутой подъем. Следующая точка — идол «Баба», это около километра.
После подъема выходим к курумнику. Еще один небольшой подъем — и вот он идол, деревянное изваяние из двух женских фигур и изображения мужского лица между ними. Рассказывают, что когда-то он стоял вкопанным в землю. Сейчас он просто прислонен к дереву. Делаем здесь небольшой привал. Потому что обнаруживаем черничник со спелой ягодой!
Затем — почти что альпийские луга. Кстати, по пути несколько раз будем пересекать ручьи, стекающие со склонов. В них пополняем запасы воды. По всему маршруту не деревьях встречаются отметки — видите их, значит, путь правильный. После идола следующая точка — «подушка». Здесь удобно разбить базовый лагерь, сосны укрывают вас от ветра, поляна ровная, рядом есть ручей.
Но нам нужно дальше — вверх. Тропа пролегает между двумя ложбинами, если оглянуться назад, то можно увидеть невероятной красоты просторы, вид на долину реки Снежной. Небо уже разъяснилось, но пик Тальцинский всё еще в тумане. Мы приближались к точке по программе минимум — озеру. Оно спряталось за невысокой горкой, которая получила название «Пупырь Путина».
Последний рывок: подъем на карачках и опасные мотыльки
До озера мы добирались около 4,5 часа. Высота — 1426 метров над уровнем моря. Здесь сделали первый (и единственный) продолжительный привал — минут в 20, перекусываем орехами и сладкими батончиками, пополняем энергию. Удивительно, но спустя столько времени голода мы не испытывали. Еще где-то в середине пути наша группа нагнала пару, которая шла впереди нас. Пока мы отдыхали у озера, они взбирались на перевальный гребень. Забегая вперед: это оказался самый сложный участок маршрута.
Пик Тальцинский в это время всё еще был в тумане. У меня возникали сомнения, а стоит ли добираться до него — погода в горах переменчивая, а туман там, на высоте, означает холод. Но коллегиально было решено: идем до конца. Всё же большую часть маршрута уже прошли. Что ж, начали штурм. Это было непросто. Не только потому, что подъем очень крутой.
После ночного дождя на всём маршруте размыло глину, но именно на этом коротком отрезке пришлось оценить все «прелести» скользких камней и земли. Вокруг лишь трава, деревьев нет — зацепиться не за что. Один из участников нашей команды понимает, что дальше карабкаться страшно, и принимает решение вернуться к озеру. Оставшиеся трое всё-таки продолжают путь. Иногда приходилось задействовать все конечности, упираться в землю руками. 20 минут — и мы достигли «Полки» на высоте 1567 метров с мыслями «ура, мы это сделали» и «нам же еще отсюда спускаться…».
Поднимаемся еще на несколько метров вверх — и мы на гребне, с которого открывается невероятная панорама на Байкал, тайгу. Вот видно трассу и маленькие машинки по ней, Выдрино и изгибы Снежной, еще три озера рядом с тем, где мы сделали привал, бесконечные горы… Над гребнем светит яркое солнце, небо синее — а пик всё еще в тумане.
— Ну что, пойдем?
— Да пойдем, тут осталось-то.
Двигаемся дальше, до пика подать рукой, но он всё еще кажется недостижимым. Внезапно встречаем пару, которая шла впереди нас. Ребята не дошли совсем чуть-чуть. Природа не пустила: молодому человеку на всей скорости в ухо влетел мотылек (а мы-то опасались встретить медведя!), им пришлось вернуться. Мы продолжаем идти по узкой, но безопасной тропинке вдоль стланика, через курумник, замечаем под ногами слюду в камнях.
Через некоторое время спускаемся в небольшую ложбинку и видим снег. Ледник даже и не думает таять, оглядываемся, понимаем, что белые вкрапления в горах вдали — тоже снег. До пика остается 30 метров в высоту. Туман рассеялся, над высотой светит яркое солнце.
На пик и на спуск
Еще 10 минут вверх — и вот она, наша цель, отмеченная жердью с красной лентой. А впереди — бескрайний Хамар-Дабан и ледниковые озёра то тут, то там. С момента выхода с турбазы прошло семь часов. Яркой точкой внизу краснеет рюкзак нашей попутчицы, которая развернулась на крутом подъеме. К озеру подходят следующие группы туристов. Мы в этот день на Тальцинском первые, и радости нашей, и восторга от красоты не передать. На вершине, кстати, хорошая мобильная связь и доступен интернет.
Возвращаемся назад — оказалось, нас не было три часа, хотя мне показалось, что на всё про всё ушло не больше часа. С гребня мы спускались кто во что горазд. На скользкой тропинке несколько раз каждый упал, поскользнувшись, порой просто садились на пятую точку и так сползали, подбадривая, правда, тех, кто только поднимался наверх. На пик тем временем набежали облака, скрыв солнце.
Короткая передышка у озера — и держим обратный путь. Что такое маршрут на Тальцинский после дождя, мы в полной мере ощутили на себе именно на спуске. Протекторы ботинок забиваются, ручьи периодически бегут прямо по тропинке, крутые участки, которые в горку давались легко, оказались труднопреодолимыми. Но все остались целы. Уже внизу почувствовалась усталость, шли даже чуть медленнее, чем в ту сторону. Четыре часа на спуск, 12 часов — на весь маршрут.
Физически восхождение на пик Тальцинский несложное, проще, чем на популярные пик Черского или пик Любви. А еще намного живописнее. Но обратный путь выматывает больше, чем подъем.
А у нас еще одна ночевка. Я закрываю глаза, а перед ними — тот самый вид с Тальцинского, как будто фотография отпечаталась на подкорке.
— И зачем вы себя мучаете? — вспоминаю слова таксиста, который вез меня и мой рюкзак на работу почти за двое суток до того.
— А вот за этим, — мысленно отвечаю ему теперь.