Серийное производство МС-21 могут отложить на 1–2 года из-за санкций западных стран, сообщил 31 марта вице-премьер РФ Юрий Борисов во время брифинга, трансляция которого состоялась на платформе «Смотрим».
Он отметил, что сегодня России брошен серьезный вызов — в страну запрещено поставлять модели, которые превалируют в авиапарке, а именно Boeing и Airbus. Также нельзя импортировать запчасти и расходные материалы. Поэтому правительство решило оставить зарубежные самолеты в России.
— Что касается отечественных моделей, безусловно, запрет поставки комплектующих, которые в большом объеме присутствовали и заложены при проектировании в наши две флагманские модели, я имею в виду Superjet 100 и МС-21, заставляет нас активно и динамично организовать работу по ускоренному импортозамещению. <…> Но всё равно произойдет сдвижка на один-два года, так что наши первоначальные планы по серийному производству сдвигаются, — заявил Борисов.
По его заверениям, в самолете МС-21 должны были использовать двигатели Pratt & Whitney, поставки которых прекращены. Они будут заменены отечественным двигателем ПД-14, поэтому нужно предусмотреть расширение производства.
Пока будет сдвинуто серийное производство МС-21 и Superjet 100, в России продолжится производство уже существующих моделей Ту-214 и Ил-96. Их выпуск в стране не прекращался, однако он был ограниченным.
Кроме того, Борисов заявил, что даны поручения «ускоренным темпом завершать разработку и выводить в серийное производство самолеты региональной авиации». Речь идет о машинах «Байкал», Л-410, «Ладога» (это самолет, который теперь получил новое название Л-610) и Ил-114.
— Для российских авиапроизводителей открывается уникальная возможность, потому что высвобождается серьезная ниша. И я думаю, что нужно с учетом всех последних событий сделать выводы. Массово сейчас нарастить количество именно отечественных самолетов, поменять эту пропорцию и больше не возвращаться к прежней ситуации. Ведь в Советском Союзе всегда летали на чисто отечественных самолетах, и эту практику нужно восстановить, — резюмировал вице-премьер РФ.
Первый полет МС-21 состоялся 28 мая 2017 года. А 15 декабря 2020-го самолет совершил первый полет с российским двигателем ПД-14. Сертификационные испытания лайнер проводил в прошлом году, в частности, в декабре 2021 года самолет МС-21 впервые сел в Иркутске на гражданском аэродроме — в городском аэропорту.
Президент России Владимир Путин заявил, что самолет МС-21 лучше зарубежных аналогов сразу по нескольким параметрам.
22 марта стало известно, что иностранные производители прекратили поставки компонентов и запчастей для самолета МС-21.
После начала спецоперации России на Украине Евросоюз запретил продажу самолетов, запчастей и оборудования российским авиакомпаниям. Кроме того, власти обязали лизинговые компании разорвать контракты с российскими авиаперевозчиками.
В середине марта президент Владимир Путин подписал закон, позволяющий регистрировать в России иностранные самолеты, находящиеся в лизинге у российских компаний.