Проезд в муниципальных автобусах, трамваях и троллейбусах в Иркутске с 15 июля вырос на 67% — с 15 до 25 рублей. В мэрии заявили, что это первый шаг к реформированию системы общественного транспорта в городе. Весь процесс займет 2–3 года. Разбираемся, что чиновники хотят изменить.
Стоимость проезда в муниципальном транспорте города не менялась с 2015 года. Повышение тарифов началось с частных перевозчиков в конце 2021 года. Сейчас большинство из них возит пассажиров за 25 рублей днем и за 30 рублей — после 20:00.
На муниципальном транспорте повышение стоимости проезда стало возможно после проведения конкурсов на перевозку пассажиров по маршрутам с регулируемым тарифом, который определяет мэрия. Частные перевозчики возят пассажиров по нерегулируемым тарифам, устанавливая их самостоятельно.
По данным на сайте госзакупок, расходы мэрии Иркутска на перевозки автобусами за 4 месяца (на такой срок разыгрывались контракты) составят более 200 миллионов. На троллейбусы на этот же срок мэрия потратит более 88 миллионов, трамвайные перевозки с июля по ноябрь обойдутся почти в 100 миллионов рублей.
Таким образом, исходя из данных отыгранных конкурсов, в год на пассажирские перевозки муниципальным транспортом мэрия потратит почти 1,2 миллиарда рублей.
Тариф в муниципальном транспорте в Иркутске будет ниже, чем средний по стране (30–35 рублей), подчеркивает вице-мэр Дмитрий Ружников. При этом, отмечает чиновник, экономически обоснованный тариф для «Иркутскавтотранса» и «Иркутскгортранса» составляет около 50 рублей (директор «Иркутскавтотранса» и депутат думы Иркутска Алексей Колмаков уточнял, что для автобусов он равен 54 рублям).
— Это не значит, что у нас муниципальные предприятия какие-то особенные, у них себестоимость завышена, и они золотыми автобусами возят людей. Это всего лишь значит, что мы очень давно не поднимали цену <…>. Это значит, что стоимость выросла. И это значит, что количество перевезенных пассажиров недостаточно для того, чтобы тариф в 25–30 рублей обосновать. То есть муниципальным транспортом пользуется не так много людей, значит себестоимость перевозки возрастает, — отметил на пресс-конференции 12 июля вице-мэр.
Ружников также называет переход на контрактную систему перевозок по маршрутам с регулируемым тарифом и повышение стоимости проезда одним из первых шагов по реформированию транспортного планирования в городе. По словам чиновника, реформа общественного транспорта, которую уже более 2 лет обсуждают в мэрии, будет проходить мягко и включать в себя:
изменение маршрутной схемы в городе и иркутской агломерации, которая в итоге должна привести к исчезновению дублирующих маршрутов у частных и муниципальных перевозчиков в Иркутске и у городских и межмуниципальных перевозчиков;
улучшение парка «Иркутскавтотранса» и «Иркутскгортранса», что поможет превратить муниципальные предприятия в сильных конкурентоспособных перевозчиков. Это позволит контролировать тариф на маршрутах, где возят муниципальные предприятия, и качество перевозок.
После перехода на контрактную систему муниципальные предприятия, объяснил Ружников, смогут использовать дополнительные доходы на инвестиционные цели. Сейчас муниципальным перевозчикам из бюджета в год выделяли порядка 600 миллионов рублей (на покрытие разницы между себестоимостью и фактическим тарифом), и они могли потратить их строго на определенные статьи расходов, покрывая конкретные затраты.
— Увеличивая стоимость, мы сокращаем бюджетные расходы и даем возможность предприятиям тратить допдоходы по своему усмотрению, то есть на какие-то инвестиционные вещи, на развитие, — отмечал Ружников.
Кроме того, средства бюджета можно будет перевести на другие расходы, в том числе развитие транспортной инфраструктуры.
Чиновник также отметил, что администрация планирует покупку нового транспорта для муниципальных предприятий. Сейчас заключен договор на лизинг 40 автобусов для «Иркутскавтотранса»: они должны поступить в город осенью. С учетом кредитных средств их покупка обойдется почти в 1 миллиард рублей. Этот транспорт направят на восемь городских маршрутов в Ленинский округ, микрорайоны Юбилейный, Синюшина Гора и Зеленый.
Также администрация подала заявку на софинансирование из федерального бюджета покупки трамваев и троллейбусов. Сумму и количество транспорта Ружников не озвучил, уточнив, что результаты рассмотрения заявок будут известны до конца года. Кроме того, мэрия сообщила, что восемь трамваев купят после включения Иркутска в федеральную программу «Чистый воздух» в 2023 году.
Для создания единой маршрутной сети Иркутска и прилегающих муниципалитетов Иркутского и Шелеховского районов и сокращения числа дублирующих маршрутов нужна будет работа с правительством Иркутской области, так как именно оно регулирует межмуниципальные перевозки, отметил Ружников. Новую схему маршрутов планируется создать в течение года.
Также горадминистрация предложила Минтрансу создать единого оператора, который бы управлял пассажирскими перевозками в городе, отыгрывал конкурсы на маршруты и следил за перевозчиками, рассказал вице-мэр, но в Минтрансе на это отреагировали «задумчиво, никак», так как этот вопрос связан с передачей части полномочий от муниципалитета в область или в город от региональных властей.