Новый трамвайный вагон, который пришел в Иркутск в конце июня, начал курсировать по городским улицам. Пока его можно увидеть на самом коротком круговом маршруте, который следует от Центрального рынка до улицы Волжской. Мы проехались в новом вагоне и сравнили его с теми, что катаются в Иркутске последние годы.
Этот трамвай — «переосмысление» старого доброго советского вагона 71–605 (также известен как КТМ-5). В облике новичка отчетливо угадываются схожие с его предком черты. Вагон собирало екатеринбургское научно-производственное объединение «Горизонт». Его изготовили из новых комплектующих, а уже в Иркутске вагон поставили на собранные тележки. Подробнее о том, кто и как занимался строительством трамвая, можно прочитать в нашем материале.
Салон трамвая похож на автобусы НЕФАЗ, которые Иркутск приобрел в 2022 году. Компоновка кресел примерно такая же, сами сидения обиты похожей материей. Вагон двухуровневый: в центре находится низкая платформа, в передней и задней части трамвая — высокая. Перейти из одной части в другую можно по ступенькам.
На нижней платформе есть своеобразные «места для интровертов» — от прохода они огорожены металлическими перегородками. А если без шуток, то предназначены они для инвалидов или людей с колясками.
Человек среднего роста, сидя в таком трамвае, вряд ли испытает дискомфорт: ноги не будут упираться в спинку соседнего сиденья.
Для проезда стоя есть два основных места — на задней площадке и в центре вагона. Причем в часы пик основная масса пассажиров пытается уместиться именно на центральной площадке, и тогда преимущество трамвая сразу превращается в недостаток. Пролезть в вагон через средние двери становится если не невозможно, то очень сложно. Пенсионерам, для удобства которых в том числе и закупаются подобные трамваи, приходится либо протискиваться через толпу и подниматься на верхние платформы по ступенькам (а они довольно крутые), либо заходить в вагон через узкие крайние двери.
Неочевидный минус такой компоновки вагона на себе уже успели прочувствовать не только пассажиры, но и кондукторы. Люди в трамвае несколько раз спрашивали у работницы, не тяжело ли ей каждый раз подниматься и спускаться, чтобы выдать билет пассажирам.
— Тяжело, конечно, за день набегаешься так, что ног не чувствуешь, — с улыбкой ответила она на очередной подобный вопрос.
— Зато такой фитнес, — заметила одна из пассажирок.
Трамвай оснащен системой кондиционирования. И она, что самое главное, работает!
От нового трамвая ждешь плавного комфортного хода. Наш новичок, кажется, старается изо всех сил, но многое зависит не только от него, но и от состояния путей. Даже новый трамвай на них превращается в погремушку, пусть и новенькую и красивую. Поэтому на участке в районе Центрального рынка вагон задорно звенел всеми своими железками.
А вот на Декабрьских Событий было уже не так шумно (но и не сказать, что тихо), да и ход стал более плавным. Так что чудес в плане тишины и скорости от нового трамвая ждать не стоит, но в хороших условиях он выглядит однозначно лучше, чем старый подвижной состав.
А вот так новый трамвай выглядит с улицы. Грохот на фоне возник из-за проезда старого вагона на повороте с Тимирязева на Партизанскую.
Конечно, многие скажут, что новый трамвай должен выглядеть иначе. Например, как улан-удэнские «Львята», которые закупались в 2020 году. И тут сложно не согласиться, особенно если сам имеешь опыт поездок в нем. Даже после такого нового вагона, какой приехал в Иркутск, «Львенок» кажется пришельцем с другой планеты. Настолько сильно он отличается внешне и внутренне от того, что мы привыкли видеть у себя.
Иркутску далеко до технических новинок, которые можно встретить в Улан-Удэ или Москве, но у нас не все так плохо, как могло бы показаться. В некоторых городах-миллионниках даже наши «переосмысленные» КТМ-5 стали бы сказкой наяву. Например, в Волгограде, где основной тип подвижного состава — это чехословацкие «Татры».
Желание обновить подвижной состав в Иркутске нельзя не поддержать. Даже такой вагон, который пришел этим летом, лучше древних КТМ-5, которые грозятся развалиться на ходу. Остается только надеяться на то, что этот трамвай будет не единственным новым в ближайшие годы.
Успели уже прокатиться на новом трамвае?
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.