Исследователь общественного транспорта и автор блога «Иркутский транспорт», студент факультета организации и управления перевозками в единой транспортной системе ИРНИТУ Никита Скачков оценил идею бывшего вице-мэра Иркутска Дмитрия Ружникова обновить половину городского трампарка за счет покупки трамваев по запчастям и сборки их в иркутском депо. Мнением он поделился с журналистом «ИрСити».
В Иркутске запустили два трамвая, которые покупали по частям, а собирали в иркутском депо. Речь идет о глубоко модернизированном вагоне модели 71–605 (более известен как КТМ-5) Усть-Катавского вагоностроительного завода. Первый вагон ездит с прошлого года, второй запустили вчера.
По словам Скачкова, ситуация гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд, и такая мера годится лишь для экстренного и временного решения проблемы износа общественного транспорта. В перспективе Иркутску всё равно понадобятся новые низкопольные трамваи, причем других моделей.
— Закупаемый отдельно кузов по документам проводится как запчасть к старому вагону. То есть как будто старый вагон прошел капитально-восстановительный ремонт с продлением срока службы. Он составляет от 8 до 15 лет, тогда как у нового — 30 лет. То есть через 15 лет по регламенту сборному вагону потребуется еще один «капитальный ремонт», — объясняет Никита Скачков.
Кроме кузова нужно делать тележки, продолжает собеседник.
— Восстановление тележки стоит до 3 миллионов рублей, новая — все 10 миллионов. Весь трамвай в сборе стоит около 25 миллионов рублей. И если на кузов еще можно будет выделить деньги из бюджета, то затраты на телегу ложатся полностью на плечи предприятия, — рассуждает Скачков.
Еще одна проблема замены трамваев в Иркутске — в самой модели 71–605 (более известной как КТМ-5) Усть-Катавского вагоностроительного завода, которую хоть и модернизировали, но она сильно уступает конкурентам, считает собеседник портала.
— Если у нас весь парк будет состоять из таких вагонов и еще исправных старых высокопольных вагонов, то это будет позорище. В Магнитогорске, где уже эксплуатируются 54 вагона модернизированной модели КТМ-5, они параллельно с такими кузовами закупали и новые вагоны модели 71–623. Саратов отказался от закупки КТМ-5, они теперь покупают «Львята» и «Богатыри», — отмечает Никита Скачков.
Собеседник говорит, что такой вагон неплох в качестве экстренного решения проблемы износа и годится на короткое время. Но к нему нужны новые низкопольные трамваи большей вместимости.
— Если сравнить низкопольный «Львенок» и вот этот «Горизонт», то это как сравнить хороший немецкий кроссовер и «Ладу-Гранту». На низкой площадке «Горизонта» всего четыре места, а общая вместимость сидячих мест — 28 человек. Это очень мало. В «Львенке» или «Богатыре» 40 сидячих мест, из которых 12 — на низком полу. Кроме того, проход полностью идет по низкому полу, что удобно для кондукторов, — поделился мнением Скачков.
Ранее об обновлении половины трампарка Иркутска за три года высказался бывший вице-мэр и депутат заксобрания Иркутской области Дмитрий Ружников. По его словам, если новые низкопольные трамваи покупать по частям и собирать их в депо силами своих специалистов, можно сэкономить солидную сумму и обновить подвижной состав гораздо быстрее.
Первый низкопольный трамвай появился в Иркутске в июне 2023 года. Речь идет о глубоко модернизированном вагоне модели 71–605 (более известен как КТМ-5) Усть-Катавского вагоностроительного завода. Для его строительства использовались только свежие детали. Претерпел изменения и дизайн самого вагона. Главная его отличительная особенность — наличие переменного пола (передняя и задняя площадки — высокие, средняя — низкая). Первый вагон без ходовой части обошелся городскому бюджету почти в 17 миллионов рублей.
12 июня 2024 года на линию вышел второй такой трамвай, он также будет передвигаться по маршруту № 3.
При этом износ транспорта в трампарке Иркутска составляет около 80%, так что выпуск на линию второго новичка почти не поменяет ситуацию.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.