Стоимость проезда в муниципальном транспорте Иркутска с 1 июля выросла до 30 рублей. В мэрии Иркутска отметили, что для этого есть несколько причин — удорожание топлива, необходимость повышения зарплат водителям и большой разрыв между себестоимостью и фактической ценой поездки. Редакция «ИрСити» решила вспомнить, как менялся тариф в последние восемь лет и как это обосновывали чиновники.
«Был бы порядок в муниципальном транспорте...»
О новом повышении тарифа стало известно 21 июня. Администрация Иркутска привела такие аргументы:
— Экономически обоснованный тариф на перевозку пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городе Иркутске в два раза выше, чем плата за поездку. Он составляет около 60 рублей с человека. Действующий тариф в Иркутске является одним из самых низких по России. Средняя стоимость проезда на перевозку пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом в стране порядка 40 рублей, — заявили в мэрии.
Несмотря на доводы властей Иркутска, комментаторы на сайте и в телеграм-канале «ИрСити» восприняли эту новость с недовольством:
«Нужно безнал вводить. Наличка часто в других карманах оседает», — написал в комментариях в нашем телеграм-канале Денис Сергеев.
«Был бы порядок в муниципальном транспорте, и по 50–70 можно было бы платить. Ни уехать, ни приехать. Особенно вечером и в выходные», — пишет читатель под ником «Будет, что вспомнить».
«Вслед за муниципалами и частники повысят с сентября. Как обычно», — предрекает Татьяна Бобылева.
«В хороших трамваях можно цену повысить за проезд. А по городу ездит старье, которому на свалку пора», — сетует Татьяна.
«Сегодня трамвай во время поездки задымился. Думала, поскорей бы доехать. Какие 60 рублей за металлолом и риск для жизни?» — делится опытом пользования иркутским транспортом еще одна Татьяна.
«Я думаю, администрация ошибается. В Ставрополе стоимость в троллейбусе 19 рублей, а была 16 рублей», — приводит пример других российских городов Антонина.
«60 рублей — это для других городов, но никак не здесь. Сравнили», — рассуждает KRis.
«Это повышение разрешает мэрия и губернатор. Надо писать Путину», — предлагает пользователь 14314447 в комментариях на нашем сайте.
«В Иркутске повысят стоимость проезда в муниципальном транспорте с 25 до 30 рублей. Автоматически повысить пенсии и зарплаты», — предлагает он же следом.
8 нестабильных лет
С 2008 по 2015 год стоимость проезда как на муниципальном, так и на частном транспорте Иркутска составляла 12 рублей, а под новый, 2016-й, частные перевозчики Иркутска, по согласованию со Службой по тарифам, подняли стоимость проезда до 15 рублей. По словам председателя профсоюза перевозчиков Сергея Ошуркова, эта мера была вынужденной, так как ощутимо выросла стоимость обслуживания техники. Уже 11 января проезд подорожал и в муниципальном транспорте ровно по той же причине.
Летом 2016 года депутат думы Иркутска Виталий Матвийчук предложил ввести «вечерний тариф» с 22:00, так как «вечером убыточны многие маршруты, маленький пассажиропоток», а люди хотят ездить. Через несколько месяцев его коллега Сергей Юдин предложил увеличить цены за билеты до 25–30 рублей, так как «муниципальные транспортные предприятия должны развиваться».
Против этой идеи выступил тогдашний мэр Иркутска Дмитрий Бердников, а глава комитета по транспорту администрации Евгений Владимирский заявил, что таких планов у мэрии нет.
— Считаю неприемлемыми разговоры о повышении стоимости проезда в общественном транспорте в нынешних сложных экономических условиях. Людям сейчас нелегко, и мы должны их поддерживать, а не создавать дополнительные трудности. Несмотря на то, что и в транспортных предприятиях ситуация сложная, перекладывать на плечи горожан содержание транспортников мы не будем, — процитировали в пресс-службе горадминистрации Бердникова.
Ситуация не менялась еще год, пока в 2017-м председатель комитета городского обустройства Елена Федорова не заявила, что власти рассматривают вопрос перехода к дифференцированному тарифу во втором квартале 2018 года. В мае 2018-го он появился у всех частных перевозчиков: до восьми вечера стоимость проезда составляла 20 рублей, после — 25 рублей.
Председатель профсоюза перевозчиков Сергей Ошурков тогда заявил, что рост стоимости проезда позволит в будущем поменять автопарк на новые современные автобусы, так как доходность организаций повысится, а увеличение цен на проезд в вечернее время повысит рентабельность поздних рейсов. Кажется, затея не очень удалась.
Стоимость проезда в муниципальном общественном транспорте продержалась на уровне 15 рублей, а в частном — 20–25 рублей довольно долго. Тему повышения тарифа в муниципальном транспорте поднял вице-мэр Иркутска Дмитрий Ружников только летом 2020 года:
— Тариф не менялся большое количество времени. Он в два раза ниже, чем в среднем по стране. С таким тарифом муниципальные предприятия и года не проработают, останутся только коммерческие перевозчики, которые будут устанавливать свой тариф, — заявил в начале июля 2020 года Дмитрий Ружников. Но до повышения тарифа дело тогда не дошло.
В ноябре 2021 года первые частники повысили стоимость проезда до 25 рублей днем и 30 рублей — вечером, остальные предприниматели сообщили об аналогичном решении в следующие полгода.
На муниципальном транспорте цена за проезд выросла до 25 рублей в июле 2022 года. Тогда власти Иркутска объявили это началом реформы общественного транспорта. Вице-мэр Дмитрий Ружников отмечал, что экономически обоснованный тариф для «Иркутскавтотранса» и «Иркутскгортранса» составляет около 50 рублей (директор «Иркутскавтотранса» и депутат думы Иркутска Алексей Колмаков уточнял, что для автобусов он равен 54 рублям).
— Это не значит, что у нас муниципальные предприятия какие-то особенные, у них себестоимость завышена, и они золотыми автобусами возят людей. Это всего лишь значит, что мы очень давно не поднимали цену. И что количества перевезенных пассажиров недостаточно для того, чтобы тариф в 25–30 рублей обосновать. То есть муниципальным транспортом пользуется не так много людей, значит, себестоимость перевозки возрастает, — заявил вице-мэр на пресс-конференции 12 июля 2022 года.
Результатом реформы общественного транспорта, которую более двух лет обсуждали в мэрии, должны были стать изменение маршрутной схемы в городе и агломерации, исчезновение дублирующих маршрутов, обновление автопарка «Иркутскавтотранса» и «Иркутскгортранса». Фактически с 2022-го по 2024-й маршрутная сеть в городе и пригороде практически не изменилась.
Планировалось, что муниципальные предприятия смогут использовать дополнительные доходы на инвестиционные цели. Муниципальным перевозчикам из бюджета в год выделяли порядка 600 миллионов рублей (на покрытие разницы между себестоимостью и фактическим тарифом), и они могли потратить их строго на определенные статьи расходов, покрывая конкретные затраты.
С тех пор автопарк «Иркутскавтотранса» действительно удалось существенно обновить и вывести на маршруты 120 новых НЕФАЗов, а вот в трамвайном и троллейбусном депо дела идут похуже. За два года на маршруты выпустили всего один новый троллейбус и два новых трамвая.
В августе 2022 года частные перевозчики снова подняли стоимость проезда — до 30–35 рублей на пяти маршрутах. За следующие осень и зиму такие цены установились у всех перевозчика, кроме муниципальных.
В конце ноября 2023 года два муниципальных перевозчика — «Иркутскавтотранс» и «Иркутскгортранс» — предложили мэрии Иркутска поднять цены на проезд с 25 до 30 рублей в городских автобусах, трамваях и троллейбусах. Мэр Иркутска Руслан Болотов в своем Telegram-канале написал, что повышения цен не будет.
— Некоторые коммерческие перевозчики уже сообщили о поднятии цен с 29 декабря 2023 года и с 1 января 2024 года (стоимость проезда поменяется в 20 автобусах, все они перечислены здесь. — Прим. ред.). И администрация не вправе им это запретить. Согласно федеральному законодательству, частники самостоятельно определяют стоимость своих услуг. Что касается муниципального транспорта, то мы, повторю, цену на проезд менять не будем, — говорится в сообщении главы города.
За полгода его позиция изменилась.
Ранее у нас вышел текст о том, сколько заработали частные перевозчики в 2023 году.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.