Работа общественного транспорта в Иркутске — один из самых острых вопросов, который регулярно горожане поднимают в соцсетях. Именно об этой болезненной теме высказалась иркутянка Аксинья Сереброва, подробно разобрав, что с этим не так и что делать. Публикуем далее ее мнение от первого лица.
Удобно везде, но только не в Иркутске
Я с 2018 года проживаю в Иркутске — переехала сюда с семьей из Москвы. Являюсь экспертом государственного и муниципального управления, и так сложилось, что у меня достаточно активная трудовая жизнь и я знакома с большинством субъектов Российской Федерации. Добраться из точки «а» в точку «б», в том числе при помощи общественного транспорта, для меня — всего лишь обыденная потребность.
И до переезда в Иркутск искренне считала, что во всей нашей необъятной Родине не может возникнуть больших сложностей в этом вопросе: потребовалось доехать куда-нибудь внутри города или субъекта — идешь на остановку и пользуешься физической доступностью общественного транспорта. По расписанию.
Постоянно встречаешь какие-то успешные практики: от возможности подзарядить телефон до отапливаемых остановок в суровый зимний период. Да, какие-то технические неисправности, обстоятельства непреодолимой силы встречаются периодически везде. Их исправляют, адекватно адаптируют, если потребовалось — меняют механизмы функционирования транспортной сети.
Конечно, мое личное мнение сформировано с учетом того, что детство, юность и молодость прошли в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург и Пермь, но ведь последовательная реализация национальных целей развития привела к постепенному повсеместному повышению качества и доступности общественного транспорта. Это стало так привычно: когда удобно — можно сесть за руль автомобиля, нет сил или возможностей здоровья — пользуйся доступным в конкретной локации общественным транспортом. Везде успеешь и с комфортом доедешь: Красноярск, Мурманск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Южно-Сахалинск. К сожалению, Иркутск я в этот список включить не могу.
Знакомство с работой общественного транспорта в Иркутской области сразу не задалось: прилетев в Иркутск, мы элементарно не смогли семьей уехать на автобусе, в том числе по причине невозможности без повреждений внести туда детскую коляску. Виной тому целая совокупность факторов, среди которых особо выделю высокие пороги и не менее высокие ступеньки. Пришлось заказывать такси.
В 2024-м эти автобусы до сих пор курсируют по улицам Иркутска. Каждый раз неизвестно, сколько придется простоять на остановке, пока подъедет общественный транспорт, в который без лишних препятствий может войти, например, житель с детской коляской. И жителей на инвалидных колясках в общественном транспорте Иркутской области я ни разу не видела. Смею предположить, что одной из причин является то, что он не адаптирован для использования людьми с ограниченными возможностями здоровья.
«Люди ждут автобусов, сидя на тротуарах»
Доехать до Шелехова, Ангарска, Листвянки? Лучше воспользоваться личным или арендованным автомобилем. Проверено неоднократно. От рассказов жителей про то, как они с онкологией ездят на общественном транспорта из Иркутска в Ангарск на обязательные лечебные процедуры, в прямом смысле слова стынет кровь в жилах. За 6 лет моей семье пришлось столкнуться со множеством ситуаций, после которых я сформировала простые правила пользования общественным транспортом в Иркутской области:
пользоваться межмуниципальными маршрутами только в случае крайней необходимости, даже в этих обстоятельствах лучшим вариантом будет такси;
если появилась потребность воспользоваться общественным транспортом, то сразу нужно закладывать риск срыва расписания по маршруту и продумывать варианты выхода из сложившейся ситуации;
не рассчитывать на то, что можно уехать после 18:00 в любой день недели, в любое время года, даже если расписание маршрута до 22:00, особенно это касается межмуниципальных маршрутов;
если знакомые решили приехать с туристической поездкой в Иркутскую область, то быть готовой к тому, что придется забирать путешественников с остановок как города Иркутска, так и популярных туристических маршрутов, т. к. общественный транспорт попросту может не приехать, вопреки утвержденному расписанию;
по максимуму снизить случаи самостоятельного пользования детьми школьного возраста общественного транспорта;
лучше искать кружки, секции, культурный досуг недалеко от дома, в шаговой доступности, чем потом ездить по городу и забирать с остановок. Если уж пришлось ребенку ехать на автобусе/троллейбусе/трамвае, то у него с собой обязательно должны быть дополнительные деньги и портативное зарядное устройство на телефон.
Нигде больше я не сталкивалась с такой некачественной работой общественного транспорта, как в Иркутской области. В очередной раз столкнулась с этим в Иркутске 30 июня. Как может быть нормальной ситуация, когда в 21:00 воскресного дня нет возможности уехать от аэропорта в соседний внутригородской округ областного центра?
По маршрутам, которыми пользуются в том числе туристы, — № 90, 480 — в течение почти двух часов вопреки заявленному расписанию просто-напросто отсутствовали автобусы. Своего «путешественника» мы забрали, приехав за ним на машине. И хорошо, что он успел набрать наш номер — заряд его телефона был почти на нуле, из-за чего о вызове такси не могло быть и речи.
По пути нашего следования мы видели, как на остановках люди до того устали ждать, что садились прямо на тротуары и бордюры: не у всех состояние здоровья позволяет провести в томлении болеее 1,5 часов, прежде чем лицезреть хоть какой-то общественный транспорт. Эту картину можно было наблюдать недалеко от здания областного правительства возле гостиницы «Ангара». Люди ждали автобусов по заявленному расписанию, полагая, что он просто задерживается. Надеюсь, что они смогли добраться до своего пункта назначения. Ибо иногда в Иркутской области для этого приходится идти пешком.
Ответ мэрии глазами горожан
Доступность общественного транспорта — это не столько про комфорт, сколько про транспортную подвижность населения, безопасность, экономическое развитие региона. Качество оказания услуг по регулярным пассажирским перевозкам непосредственно влияет на развитие туризма.
Примечателен ответ администрации Иркутска о сложившейся ситуации с общественным транспортом: «В выходные дни пассажиропоток меньше, поэтому количество транспорта на улицах города сокращается. Так как в вечернее время пассажиропоток меньше, то рентабельность услуги снижается, к тому же сделать рейс позже 21:00 и 22:00 не представляется возможным, так как у водителей 12-часовой рабочий день, увеличение которого будет нарушать ТК РФ. Как правило, в указанное вами время курсирует 1–2 дежурные машины на многих маршрутах».
В этом ответе раскрывается истинное отношение ответственных лиц к обозначенной проблеме:
игнорирование установленной законодательством Российской Федерации обязанности иметь расписание маршрутов регулярных пассажирских перевозок и необходимости следовать ему, а ведь конкретизируют расписание именно уполномоченные органы власти, когда объявляют конкурсы на обслуживание маршрутов;
игнорирование Конституции Российской Федерации, которая закрепляет положение о том, что Российская Федерация — социальное государство. Государственный сектор — это не бизнес, органы государственной и муниципальной власти не могут руководствоваться лишь понятиями рентабельности и экономической выгоды;
подмена принципа эффективности использования бюджетных средств рентабельностью: бюджетная система России настроена на достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и достижения наилучшего результата;
подмена норм трудового законодательства с одновременным игнорированием норм времени управления транспортным средством. Или чиновники Иркутской области искренне думают, что водитель автобуса в Москве работает с 06:00 до 23:00, то есть 17 часов подряд? Машинисты подвижного состава метрополитена и того больше — 20 часов подряд?
Заметьте, судя по ответу администрации, тот факт, что большое количество жителей долго ожидали общественный транспорт после 21:00, выставлен как некая прихоть и личная инициатива граждан, а не их ориентирование на расписание, в соответствии с которым должны были быть еще рейсы.
Такой ответ можно перефразировать более простым языком. Например, так, как его воспринимают некоторые жители, судя по ответным комментариям в Telegram-канале губернатора, где эту проблему подняли:
«Наш бюджет составлен по аналогии с тем, который был 20 лет назад: предусмотрели расходы только на n-ое количество единиц общественного транспорта, расписание которого обязательно соблюдать только с 07:30 до 19:00 в будние дни. Обслуживать его достаточно n-ому количеству водителей, график работы которых нами поставлен наобум.
Нигде не написано, что мы обязаны сопоставлять расписание общественного транспорта с объективными условиями его исполнения. Если вы не удосужились купить машину и вам приспичило отправиться куда-то после 21:00, тем более в выходные дни — это сугубо ваши личные проблемы. Откуда у вас потребности ездить до 07:00 и после 20:00 в любые дни — нам глубоко фиолетово, потому что сами в это время мы и наши близкие не ездим, да и вообще это нерентабельные поездки.
Если уж вздумалось достать нас своими жалобами, то позвоните по телефону 223-322-223-322. Что-нибудь да ответим, всё равно нас никто не проверит».
Считаю, что этот ответ администрации Иркутска сложно назвать человекоцентричным, он не направлен на решение проблемы с общественным транспортом в городе. Отмечу, что обработка обращений граждан в социальных сетях — это не жест «доброй воли». Это обязанность, регламентированная внушительным списком нормативных правовых актов: от Конституции России и указов президента о национальных целях развития до постановлений правительства.
«Люди вынуждены покупать автомобили»
К сожалению, ответы чиновников Иркутской области я вынуждена приводить как негативные примеры работы с обратной связью от жителей. Равнодушие, отписки, отсутствие эмпатии — такие вещи недопустимы в государственном и муниципальном управлении, но почему-то привычны здесь. У меня уже целая «коллекция» вопиющих ответов. Считаю, что одним из последствий равнодушного отношения региональных и муниципальных властей к обоснованным потребностям жителей Иркутской области является кратно увеличившийся поток автомобилей: люди вынуждены покупать хоть какой-нибудь автомобиль для того, чтобы добраться до работы и домой, отвезти детей в образовательные учреждения/кружки, добраться до учреждений здравоохранения.
И именно эти цели покупки автомобиля мне называют знакомые жители Иркутской области. К сожалению, даже в областном центре и окрестностях не везде есть социальная инфраструктура в шаговой доступности. Про качество дорожного покрытия вообще можно отдельную статью писать, потому это причина повышенных затрат на обслуживание личного транспорта.
Повторюсь, проблемы возникают везде, в любой точке мира. Но это просто рабочий процесс: ты превращаешь проблему в задачу, последовательно ее решаешь и добиваешься нужного результата. Замалчивание, игнорирование проблемы не может привести к ее устранению, а только усугубляет существующее положение дел.
Что говорить, мой супруг, коренной иркутянин, был вынужден совмещать работу и учебу в университете для того, чтобы быстрее купить хоть какой-то скромный автомобиль. Причина именно в качестве работы общественного транспорта Иркутской области.
Проблемы на уровне региона и муниципалитета принципиально не решились с конца 1990-х. При имеющихся возможностях это как минимум странно. И да, при переезде нам пришлось озаботиться наличием личного автомобиля, иначе бы был настоящий транспортный коллапс для многодетной семьи.
Посетите павильон № 75 выставки «Россия» на ВДНХ. Тогда, когда другие регионы делают многое для повышения мобильности населения, снижения заторов на дорогах, улучшения экологической обстановки, странно видеть такое отношение Иркутской области к теме общественного транспорта. Именно поэтому сложно дать положительную оценку эффективности и результативности работы региональных и муниципальных властей Иркутской области по направлению развития транспортной инфраструктуры. Тем более когда ты непосредственно на себе неоднократно испытываешь уровень существующей «доступности» и «комфорта» общественного транспорта.
Количество маршрутов и рейсов — это количественные показатели, которые не могут безотрывно существовать от качественных. Физическая и ценовая доступность общественного транспорта, функциональность транспортной сети, комфорт и удобство, безопасность и устойчивость развития — это всё должно учитываться при составлении бюджета, при формировании документации на открытые конкурсы.
Граждане говорят, что надежда только на национальные проекты и нормативное правовое регулирование федерального уровня, иначе ситуацию будет сложно изменить в лучшую сторону. Причина в этом проста: как видно из примера выше, некоторые иркутские чиновники руководствуются исключительно «рентабельностью», а не Конституцией Российской Федерации и достижением национальных целей развития.
Можно и кратко изложить мое мнение по теме функционирования общественного транспорта в Иркутской области. Всё вышесказанное вмещает одно лишь слово: «срамота». Его значение — нечто постыдное, стыд, позор, бесчестье.
Как вы оцениваете работу общественного транспорта в Иркутске?
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.