Доктор технических наук, профессор кафедры автомобильного транспорта Иркутского национального исследовательского технического университета Александр Михайлов объяснил, почему поездки на общественном транспорте в Иркутске считаются «уделом лоха». Он выделил три основные причины, которые делают поездки в автобусах, троллейбусах и трамваях Иркутска такими унизительным.
Александр Михайлов выступил на форуме для общественников «Город делают люди», который прошел в библиотеке имени Молчанова-Сибирского 4 сентября. Мероприятие организовала администрация Иркутска.
В первую очередь он обратил внимание на то, что общественного транспорта в городе мало, взяв за расчетный показатель плотность магистральных дорог, исходя из которого высчитал, что на один километр дорог в Иркутске приходится 3,5 автобуса. «Для города это ни о чём», — заметил ученый.
Во-вторых, все основные маршруты курсируют по нескольким крупным магистралям. Это напрямую связано с тем, что в городе мало остановок общественного транспорта. При этом пешеходная доступность общественного транспорта в Иркутске низкая. Максимальное расстояние до остановки для каждого жителя города не должно превышать 350 метров, рассказал ученый.
Обратил он внимание и на то, что общественный транспорт в Иркутске медленный. Из-за того, что маршрутная система в городе не развита, средняя скорость автобусов и маршруток в два раза ниже, чем у автомобилей.
Таким образом, Александр Михайлов выделил три проблемы:
небольшое для города с населением в 600 тысяч человек количество транспорта, которое влияет на его загруженность и комфорт пассажиров;
неразвитая остановочная сеть, которая вынуждает многих горожан проходить по полкилометра, просто чтобы сесть на автобус;
маршруты транспорта, которые затрудняют дорожное движение на основных магистралях и усугубляют пробки.
— Это очень важные факторы, почему русский обыватель считает поездки на общественном транспорте уделом, ну, скажем так, лоха, — резюмировал Александр Михайлов.
Кстати, этим летом мы запустили онлайн тест-драйв общественного транспорта и проверяли, как добираются люди из Ново-Ленино, с Синюшиной горы и Юбилейного.
Как раз сейчас администрация Иркутска проводит онлайн-опрос о качестве работы общественного транспорта в Иркутске. Пройти его можно по ссылке.
Сбором откликов занимается московский Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта, который летом 2024 года выиграл контракт на исследование в рамках разработки комплексной программы развития городского общественного транспорта. Кроме опроса, институту нужно будет составить карту пассажиропотока с предполагаемыми изменения маршрутной сети в Иркутске. Результаты работы должны быть получены в мае 2025 года.
Работа общественного транспорта в Иркутске вызывает множество нареканий. Среди основных проблем — несоблюдение графика, несоответствие типа подвижного состава пассажиропотоку (большое количество маршруток и нехватка автобусов) и прочие жалобы на перевозчиков.
Кроме того, иркутяне довольно часто жалуются на неудовлетворительное состояние подвижного состава (как автобусов, так и муниципального электротранспорта — трамваев и троллейбусов). Эти вопросы власти решают, но постепенно. Прошлым летом город получил обновленный трамвайный вагон, который теперь курсирует по маршруту № 3. Недавно начал работать еще один. При этом общественники называют такое обновление подвижного состава «позорищем».
Все эти проблемы сопровождаются регулярным повышением цен на проезд в частном общественном транспорте. Летом и в начале осени 2024 года на ряде маршрутов она достигает 40–45 рублей (годом ранее стоимость была на уровне 30–35 рублей). Кроме того, впервые за два года изменились тарифы в муниципальном транспорте (с 25 до 30 рублей). Мэрия объяснила это ростом цен на горючее и запчасти, а также большой разницей между фактической стоимостью проезда и его себестоимостью.
Александр Михайлов окончил Ленинградский инженерно-строительный институт в 1975 году по специальности — «Городское строительство». Работает на кафедре «Менеджмент и логистика на транспорте» Иркутского политеха более 25 лет. С 2006 года возглавляет Транспортную Лабораторию университета, который разрабатывал комплексные схемы дорожного движения для Иркутска, Улан-Удэ и Комсомольск-на-Амуре. В 2013 году был экспертом международного градостроительного конкурса в Сержи-Потуаз (Франция). С 2022 года по совместительству работает в Высшей школе урбанистики имени Высоковского при НИУ ВШЭ.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.