В Иркутске на этой неделе появился первый проекционный пешеходный переход. При помощи специального оборудования его сделали на имеющемся пешеходнике на улице Октябрьской Революции недалеко от Галереи Бронштейна. Иркутяне на нововведение отреагировали с долей скепсиса, так как на фотографиях кажется, что пешеходы теперь сливаются с «зеброй». Журналист «ИрСити» Алина Ринчино протестировала новый пешеходник, а еще спросила мнение урбанистов об этом новшестве.
«Провалились в текстуры»
Как сообщала мэрия Иркутска, новый пешеходный переход сделан в партнерстве с Иркутской нефтяной компанией. По задумке авторов, проектор подсвечивает людей на дороге, чтобы они стали более заметными в темноте или в условиях непогоды и плохой видимости. Чиновники уверяют, что такая практика широко распространена в других городах страны и проекционная подсветка позволяет водителям видеть пешеходов аж за 150 метров до перехода.
Зафиксировав все эти исходные данные в голове, мы с супругом отправились тестировать новый пешеходный переход с подсветкой. Как и положено, в темноте. Я — в своей желтой куртке (не специально, просто другой осенней у меня нет), а он — в темно-зеленой. Мне было сильно интересно, как изменится наша, особенно моя, контрастность из-за желто-белой подсветки.
Мы оставили машину возле Галереи Бронштейна и пошли гулять туда-сюда через новенький пешеходник. В глаза сразу бросилось то, что проекционная подсветка установлена только с одной стороны и она «не добивает» от начала и до конца перехода. Кусочек перехода справа уже не подсвечивается.
Кроме того, когда пересекаешь дорогу справа налево, тот самый проектор светит тебе прямо в глаз и немножечко слепит. Это в некотором смысле уменьшает твои шансы увидеть несущуюся на тебя машину, водитель которой по какой-то причине решил проскочить пешеходник. С другой стороны, теперь тебя должно быть видно за 150 метров — какие могут быть сомнения в том, что автомобилист заблаговременно тебя увидит и притормозит? На самом деле еще как могут быть.
Да, теперь пешеходник, точнее его разметка, ярче и заметнее на темном асфальте. Но при этом подсветка не делает общую ситуацию ни лучше, ни хуже. Люди всё так же появляются на дороге внезапно, как будто открылся портал, потому что обочины проезжей части очень плохо освещены. Сама желто-белая проекция не сильно повышает видимость — обычный яркий фонарь точно мог бы справиться с этим лучше.
Я в своей желтой куртке как будто стала заметнее, потому что этот цвет сам по себе неплохо отражает свет фар. А вот темная куртка супруга хоть и «поймала» проекцию, но не начала как-то сильно выделяться в окружающем сумраке. Местами муж «провалился в текстуры».
Мои слова подтверждаются несколькими видео о том, как иркутские автомобилисты не останавливаются перед пешеходником даже тогда, когда я уже уверенно по нему иду. Некоторые даже не сбавляют скорость и просто объезжают меня по другой полосе. Такая вот дорожная безопасность.
«Полезнее и дешевле подсветить пешехода, а не разметку»
Общественник и автор проекта «Велогород. Онлайн» Илья Абросимов, который разбирает безопасность на городских дорогах, движение общественного транспорта и мобильность в целом, 4 ноября в своем Telegram-канале «Популярная мобильность» сделал пост о проекционных пешеходных переходах.
— У них есть одно неоспоримое преимущество — проекцию видно даже на снегу, потому что она ложится на поверхность (хотя улицу от снега всё равно придется чистить). Однако корень проблемы дорожно-транспортных происшествий на пешеходных переходах не в том, что водители не замечают пешеходный переход, а в том, что они не замечают пешехода. И в этом смысле проекционные переходы могут сыграть злую шутку, накладывая шумы на пешехода, не позволяя мозгу водителя совершить быструю операцию распознавания объекта по контуру, — рассуждает Абросимов.
В качестве примера он привел механизм защиты животных в дикой природе, которым окрас помогает скрывать истинные контуры тела. Благодаря такому дизруптивному окрасу, в котором много пятен и полос, зрительное восприятие животных нарушается и враги не могут их заметить на фоне с чередующимися пятнами света и тени. Подобным образом, по мнению Ильи Абросимова, работают и проекционные пешеходные переходы.
— Внимательный, сосредоточенный водитель, готовый к тому, что на переходе могут быть пешеходы, заметит и «желто-полосатого» пешехода, и обычного. А вот мозгу отвлекшегося водителя придется постараться, чтобы на автомате разглядеть в полосках контуры пешехода. В этом плане куда полезнее, а то еще и дешевле просто контрастно подсветить пешехода, а не разметку на асфальте, — убежден эксперт.
«Базовые вещи не сделаны, а мы ставим проекционный фонарь»
Городской антрополог Федор Т. в беседе с журналистом «ИрСити» заметил, что организацию проекционного пешеходного перехода в Иркутске на Октябрьской Революции нужно рассматривать с двух сторон. Во-первых, с точки зрения реализации самой идеи, а во-вторых, с точки зрения необходимости таких в городе, где не закрыты базовые потребности в безопасности.
— Сотрудники мэрии и ИНК где-то услышали, что если освещать что-то там на пешеходных переходах, то будет хорошо. Поэтому они пошли и что-то там подсветили. Но они подсветили сам пешеходный переход, а не людей на нем, причем подсветка эта представляет из себя желто-белые полоски. Желтые полосы и на самом асфальте чаще всего не нужны, у нас их рисуют просто потому, что это выглядит богаче и в исполнении дороже. Толку от них мало. А когда на эти желто-белые полосы начинают светить желто-белыми полосами, получается, что люди, попадающие под свет проектора, тоже становятся бело-желтыми. Их на бело-желтом фоне видно плохо, — объяснил Федор.
Он заметил, что с главной задачей проекционный пешеходный переход в итоге не справляется: пешеходов стало видно хуже.
— Судя по опубликованным фотографиям, пешеходы покрываются камуфляжем. Это опасно, из-за этого могут быть смерти. Для безопасности переходы нужно освещать, но освещать именно весь комплекс. Сам переход подсвечивать сплошным большим прямоугольником, чтобы это был однотонный холодный белый тон для большей контрастности, плюс освещать подходы к пешеходному переходу, — продолжает Федор.
Подсвечивать подходы к пешеходному переходу — это государственный норматив, который в Иркутске не соблюдается, убежден собеседник. А сейчас «зебры» не соответствуют ГОСТу и потенциально опасны, потому что человек может выйти из ниоткуда.
Затем он обратил внимание на то, что правильно сделанные проекционные пешеходные переходы, может, и имеют место, но только в тех городах, где закрыты базовые потребности в безопасности и удобстве для пешеходов.
— Если на пешеходном переходе сделано понижение, чтобы на него мог беспрепятственно заехать инвалид в кресле или мама с ребенком в коляске. Если подход к пешеходному переходу нормально освещен и водители издалека видят людей у проезжей части. Если сами пешеходы на переходе нормально подсвечиваются, то тогда можно приделывать вот эти дополнительные зрелищные элементы в виде правильной проекции. У нас же не то что телега стоит впереди лошади, у нас вообще всё наперекосяк. Базовые вещи не сделаны, безопасность минимальными средствами не достигнута, зато мы ставим проекционный фонарь. Да сделайте вы просто нормальную подсветку, и всё, а уже потом можно будет думать, как еще потратить деньги на зрелищность, — делится мнением Федор Т.
«Источник света должен находиться до перехода»
Урбанист, специалист по транспорту и автор Telegram-канала «Город для людей» Аркадий Гершман уверен, что «желание перестраховаться и сделать всё как можно ярче убили саму суть дорожной разметки и испортили города». Однако нет ни одного исследования, подтверждающего реальный эффект от желто-белой разметки.
— Довод о том, что водителю так лучше видно, крайне сомнительный. Водителю важно видеть не сам переход, а человека, и не просто человека на «зебре», а подходящего к переходу человека, чтобы водитель заранее его увидел, еще на тротуаре, и успел притормозить. Чем выше скоростной режим, тем раньше водитель должен его увидеть и, собственно, среагировать. Это законы физики, и в этом плане желтая разметка никак не влияет на проблему, — говорит Аркадий Гершман.
Он обращает внимание на то, что для хорошей видимости нужны так называемые «треугольники видимости».
— Проще говоря, чтобы не было возможности кинуть машину перед «зеброй» и закрыть выходящего человека. Или нужны островки безопасности, чтобы человек в пробке не вышел неожиданно для других водителей слева. Ну и контрастное освещение, чтобы видимость была в любое время суток, — подчеркивает эксперт.
Гершман также добавил, что источник света должен находиться до перехода со стороны приближающего автомобиля.
— Это создает эффект позитивного контраста — пешеход становится ярким объектом на темном фоне, — обращает внимание урбанист. — Вместо этого у нас всё чаще ставят какие-то проекции «зебр». Они не просто не повышают видимость. Они накрывают человека, и он в итоге сливается с «зеброй».
Специалистам, которые подают проекционные пешеходные переходы как инновацию, Гершман советует не доверять даже жезл регулировщика.