
Главный конструктор МС-21 оценил первый полет отечественного борта
Главный инженер МС-21 Виталий Нарышкин оценил результаты первого полета импортозамещенного борта, рассказал, чем он принципиально отличается от предыдущей версии и через какие испытания «иркутской птичке» придется пройти дальше. Видеоинтервью с Виталием Нарышкиным опубликовано в Telegram-канале «ПАО „ОАК“».
Виталий Нарышкин о полетах полностью отечественного МС-21
Результатами первого полета Виталий Нарышкин остался доволен.
«Оценка у меня высшая. Самолет и все его системы в полете себя показали замечательно, оправдались все ожидания, не было никаких отказов. Это был труд большого коллектива специалистов как нашего КБ (конструкторского бюро. — Прим. ред.), так и Иркутского завода и всех наших смежников, и нам удалось это сделать. В первом же полете самолет показался прекрасным», — рассказал конструктор.
Он отметил, что этот самолет уже позиционируется как импортозамещенный. На нем стоят отечественные двигатели ПД-14 и сложнейшая интеллектуальная система электроснабжения.
«Она сама может реконфигурироваться при каких-то отказах. Она позволяет делать стопроцентную самодиагностику. То есть всё это позволяет, с одной стороны, быть уверенным в надежности этой системы и безопасности эксплуатации самолета. С другой стороны, в случае каких-то выявленных дефектов позволяет оперативно, быстро, без долгих поисков устранить недостаток на земле. Систему нового поколения, у нас в стране такую систему еще никто не делал. Кроме того, за счет того, что она построена на компьютерах, на мозгах, она по сравнению с традиционной релейной системой примерно где-то в два раза меньше по габаритам и раза в полтора меньше весит», — рассказал Виталий Нарышкин.
Также в самолете заменено практически всё бортовое радиоэлектронное оборудование. Радиосвязь, навигация, система посадки — всё отечественное.
«Кроме того, уже на борту у нас практически отечественная гидросистема, все агрегаты отечественные, система кондиционирования воздуха вся отечественная. Многие другие агрегаты у нас изначально были отечественными: шасси, мониторы. Так что мы постепенно делаем самолет полностью российским», — говорит Виталий Нарышкин.
Саму работу над полностью импортозамещенными МС-21 он назвал серьезным, но полезным для конструкторов вызовом.
«Нам дали задание сделать отечественный самолет, это очень хорошо, и это очень полезно. Это способствует росту кадров как у нас, так и у наших смежников. Как раз и дает толчок технологиям, и производственным, и исследовательским. Поэтому наш самолет — это вершина большой работы по импортозамещению. Мы, по сути дела, воссоздаем нашу авиационную промышленность, приборную промышленность, как она была в советское время», — считает Нарышкин.
Он добавил, что в работе была задействована вся страна: планер делали на Иркутском авиазаводе, крылья — в Ульяновске, двигатели — в Перми, комплекс бортового и радиоэлектронного оборудования — в Раменском, радиосвязь — в Нижнем Новгороде. По словам Нарышкина, на то, чтобы этот самолет взлетел в воздух, работали более 20 тысяч человек и 200 предприятий.
Теперь борт должен пройти недлительную программу заводских доводочных испытаний, а потом можно будет перейти к сертификации.
«Сейчас в постройке находится следующая наша машина — 13-я. Она будет уже полностью импортозамещенная, и на ней будем закрывать те ситуационные работы, которые не удастся закрыть на этой машине», — отмечает конструктор.
Но уже сейчас можно сказать, что МС-21 будет конкурентом Boeing-737 и Airbus-A320 в своем сегменте.
«С точки зрения комфорта мы их далеко обогнали. То есть у нас самый просторный фюзеляж. Пассажирам, которые оценивают, насколько им удобно сидеть, этот самолет понравится однозначно. Мы стараемся, чтобы в эксплуатации для авиакомпании этот самолет ничуть не уступал „боингам“ и „аэробусам“», — резюмировал Нарышкин.
МС-21 — среднемагистральный пассажирский самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров. Лайнер собирают на Иркутском авиационном заводе. Первый полет состоялся 28 мая 2017 года, а 15 декабря 2020-го самолет совершил первый полет с российским двигателем ПД-14.
Магистральный лайнер также сможет перевозить до 211 пассажиров на расстояние свыше 5 тысяч километров, максимальная коммерческая нагрузка — 21,3 тонны. В феврале 2025 года Минпромторг и компания «Яковлев» заключили контракт на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по расширению сертификата типа пассажирского самолета МС-21.
Изначально предполагалось, что первые шесть серийных лайнеров МС-21 с отечественным двигателем ПД-14 будут переданы заказчикам в 2024 году. Тогда же должно было начаться и серийное производство МС-21. Но вице-премьер РФ Юрий Борисов позже сообщил, что выпуск лайнеров откладывается на 1–2 года из-за санкций западных стран.
В начале января 2025-го был опубликован Единый план по достижению наццелей до 2030 года, по которому в полтора раза снизился объем импортозамещения. По этому документу в 2025-м планируется передать авиакомпаниям девять машин, а в 2026-м — сразу 31 самолет. В 2029-м ежегодный выпуск должен достигнуть 72 МС-21.
Как объяснял журналисту «ИрСити» авиаэксперт, исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, перенос сроков на 2026 год — это «констатация факта, что из-за неготовности ряда комплектующих изделий осуществить сертификацию новых самолетов в импортозамещенном облике в плановые сроки не удается». Недавно Иркутский авиазавод получил партию двигателей ПД-14. По мнению Пантелеева, эта силовая установка может быть востребована не только в России.
Пока основная масса заказчиков МС-21 — это российские компании, однако имеются уже достигнутые предварительные договоренности и с зарубежными авиаперевозчиками. В их числе — танзанийская Air Tanzania, египетская Cairo Aviation, «Азербайджанские авиалинии» и Peruvian Airlines из Перу. Кроме того, о намерении покупки иркутских лайнеров заявляла белорусская компания «Белавиа».
ИА «Ирсити», регистрационный номер ИА № ФС 77 — 80988, информационное агентство зарегистрировано Роскомнадзором 17.05.2021, 18+