Иркутский областной суд продолжает рассматривать апелляцию на приговор сыну бывшего губернатора и депутату Заксобрания Андрею Левченко. Летом 2022 года он получил 9 лет колонии строгого режима — его признали виновным в мошенничестве на замене лифтов по контракту с Фондом капремонта. Заседания начались 26 января.
Кто такой Андрей Левченко?
Андрею Левченко 40 лет. Он депутат заксобрания от КПРФ, сын бывшего губернатора региона, руководителя обкома КПРФ Сергея Левченко.
На сайте областного парламента его местом работы значится ангарское закрытое акционерно общество «Стальконструкция», где он занимает пост генерального директора. Как говорится на сайте фирмы, она занимается проектированием, изготовлением и монтажом металлических конструкций.
Как следует из сервиса проверки контрагентов «Контур.Фокус», в 2019 году в отношении компании введена процедура наблюдения по иску о банкротстве. В мае 2022 году арбитражный суд признал компанию банкротом и открыл конкурсное производство. Как следует из сообщения о торгах, размещенного в декабре 2022 года, «Стальконструкция» владеет, в частности, долями в фирмах «Ангарскстальконструкция», «Сибстальмонтаж», «Усольский завод металлоконструкций», «Издательский центр "Салют"», а также акциями страховой компании «Солидарность».
Кроме того, в Арбитражном суде находится иск о банкротстве самого Андрея Левченко. В 2018 году было принято решение о реструктуризации долгов, в 2021-м Левченко был признан банкротом, начата процедура реализации имущества.
За что Левченко получил срок?
Андрея Левченко задержали и арестовали в сентябре 2020 года. В деле еще четверо фигурантов: гендиректор ангарской «Звезды», которая выиграла торги по капремонту лифтового оборудования, Олег Хамуляк, его заместитель Антон Рябикин, а также бывший топ-менеджер ОАО «Щербинский лифтостроительный завод» Дмитрий Коженов и вице-президент Национального лифтового союза Сергей Чернышов;
по версии следствия, фигуранты дела могли получить около 1 миллиарда рублей в результате незаконной борьбы с конкурентами при поставках и установке лифтов. Изначально в СКР полагали, что своими действиями обвиняемые нанесли ущерб в 185 миллионов рублей, но в окончательной редакции обвинения он сократился до 55 миллионов. Сами обвиняемые отрицали свою причастность, подчеркивая, что оборудование было поставлено в полном объеме и исправно функционирует;
в июле 2022 года Кировский районный суд приговорил Андрея Левченко к 9 годам колонии общего режима со штрафом в 1 миллион рублей. Олег Хамуляк и Антон Рябикин получили 8 и 7 лет лишения свободы соответственно. Также они должны выплатить штрафы по 1,3 миллиона рублей каждый. Дмитрий Коженов и Сергей Чернышов — 4 года лишения свободы условно с испытательным сроком 4 года и штрафом в размере 900 тысяч рублей каждому. Кроме того, по решению суда Левченко-младший, Хамуляк и Рябикин должны совокупно возместить ущерб в размере 55,7 миллиона рублей;
апелляционная жалоба на приговор первой инстанции поступила в Иркутский областной суд 29 декабря;
первое заседание по жалобе состоялось 26 января. Тогда защита потребовала отменить приговор Левченко и другим фигурантам;
адвокаты назвали приговор незаконным и несправедливым, вынесенным с нарушением уголовно-процессуального и уголовного законодательства. По их мнению, на суде не были установлены фактическая стоимость лифтов и сумма, которую Фонд капремонта за них заплатил. Не было и достоверной суммы ущерба, не установлена сумма наценки на лифты. Также защитники заявили, что не доказана организующая роль Левченко.
Как следует из данных сервиса проверки контрагентов «Контур.Фокус», владельцем ангарской компании «Звезда» является Андрей Ядришников. Он же представлял интересы «Стальконструкции» в деле о банкротстве, а также был членом избиркома Иркутской области от КПРФ.
В 2020 году следствие утверждало в суде, что именно Андрей Левченко управлял «Звездой», приводя в качестве доказательств переписку с замдиректора компании Антоном Рябикиным.
В 2019 году в отношении «Звезды» была введена процедура наблюдения по делу о банкротстве, в 2020-м компания была признана банкротом, открыто конкурсное производство.
На заседании 13 февраля по ходатайству защиты были опрошены эксперты, которых попросили оценить стоимость лифтов, поставляемых «Звездой». Основной вопрос — завышалась ли она? Подробно о ходе заседания можно прочитать в этом онлайне.
Защитники Левченко попросили перерыв, чтобы подготовить ходатайство о назначении экспертизы, а затем, на заседании 14 февраля, — время для того, чтобы посовещаться со своим подзащитным.
После заседания 26 января стало известно, что Левченко подавал ходатайство в военкомат для участия в спецоперации на Украине. Он хотел пойти именно в действующую армию, а не участвовать в частных военных компаниях.
— Он обратился по месту жительства в военкомат с заявлением о его зачислении в ряды Вооруженных сил, и, насколько мне известно, был получен отказ. Я его связываю с тем, что у нас лица, которые находятся под следствием и судом, не могут быть мобилизованы и призваны в действующую армию, — рассказал его защитник Алексей Кренделев.
Отметим, в ноябре 2022 года президент РФ Владимир Путин подписал закон, разрешающий призывать по мобилизации осужденных за тяжкие преступления. Речь идет о людях, у которых не снята или не погашена судимость.
Сегодня в суде работает наш корреспондент Алена Кашпарова. Она рассказывает, что туда уже приехали адвокаты Андрея Левченко и его жена Елизавета.
Начало заседания запланировано на 14:30, но напомним, что в прошлый раз оно задержалось на 15 минут из-за того, что в СИЗО, где содержится Левченко, не было свободных камер с видеосвязью.
Кстати, на предыдущие заседания приходил однопартиец Левченко и депутат Заксобрания региона Анатолий Обухов, но сегодня его не видно пока.
Начало заседания
Всех запустили в зал. Левченко просил, чтобы с ним переговорил адвокат Кренделев, но судья отказала, уточнив, что судебное заседание уже началось, а у них было достаточно времени для переговоров — заседание перенесли с 14 февраля именно для того, чтобы адвокаты могли посовещаться с подзащитным.
Левченко заявляет два ходатайства.
Первое: на имя председателя областного суда 15 февраля поступило обращение от депутатов Заксобрания, которые просят изменить меру пресечения на не связанную с содержанием в заключении и поручаются за Левченко, что он будет исполнять всё, что предпишет суд в этом случае.
Левченко говорит, что его перевели в транспортно-пересылочный пункт СИЗО, откуда людей отправляют в колонии. Условия, по его словам, там похожи на зал ожидания вокзала, а не на жилое помещение: идут постоянные сборы, единственный стол постоянно занят, готовиться к заседаниям невозможно, кровати сломаны, постельное грязное.
По поводу своего перевода Левченко говорит:
— Как это так, судебный процесс еще идет, а я уже здесь, будто меня готовят к отправке в колонию? Складывается впечатление, будто уже всё решено, а судебное разбирательство просто формальность.