НОВОСТИ
24 НОЯБРЯ
23 ноября
22 ноября
21 ноября

Бюджетное затишье мэров

Это уже третий текст «ИрСити» про конфликты в Ассоциации муниципальных образований (АМО) Иркутской области и споры с правительством региона. Мы пережили обмены письмами, восстание мэров против членов правительства Иркутской области. Сейчас, в преддверие принятия бюджета на 2018 год, взаимное сотрудничество между региональной и муниципальной властью необходимо как никогда. Смогли ли местные власти перешагнуть через свою гордыню и примириться с властью областной?

Исход из ассоциации

Осенью, по-видимому, обостряются не только личностные кризисы, но и межличностные политические. Мало того, что каждый год осенью регион переживает потрясения в виде выборов, так ещё и среди местных властей согласья нет. В ноябре 2016 года мэр Бодайбо и Бодайбинского района Евгений Юмашев приостановил своё членство в Ассоциации муниципальных образований из-за разногласий с её главой, мэром Черемхово Вадимом Семёновым. Сейчас он ни с кем из этой структуры не общается и чувствует себя прекрасно – переизбрался на третий срок и вдобавок получил строительство взлётно-посадочной полосы в 2019 году. Юмашев утверждает, что он был одним из первых, кто покинул ассоциацию.

Менее чем через год, в сентябре 2017 года дума Саянска поддержала решение своего мэра Олега Боровского о выходе из Ассоциации муниципальных образований.

«Не вижу смысла состоять в ассоциации, которая не выполняет свои функции, не оказывает содействия мэрам в решении вопросов взаимодействия муниципалитетов и регионального правительства. Наоборот, сейчас организация вносит раскол в сообщество мэров, занимается политиканством, решения принимаются без согласования с большинством. Такое объединение мэрам не нужно!» — написал Олег Боровский.

Дума Саянска поддержала решение мэра. На заседании 28 сентября выяснилось, что с 2003 года Саянск заплатил за членство в организации 3,8 миллиона рублей, в том числе в 2017-м – 235,8 тысячи рублей. Боровский заметил, что в муниципалитете есть другие проблемы, которые можно решить при помощи таких средств.

19 сентября стало известно, что ассоциацию решил покинуть и мэр Зимы Андрей Коновалов. Но пока его официально не поддержит дума, город будет считаться членом АМО. С чем связан такой поступок, выяснить не удалось. Возможно, Коновалов пошёл по примеру харизматичного и смелого Боровского, тем более, что муниципалитеты находятся всего в 23 километрах друг от друга.

Глава ассоциации, мэр Черемхово Вадим Семёнов совершенно спокойно отнёсся к решению своих коллег: «То, что вышли Зима и Саянск – это право Зимы и Саянска, никто им не запрещал. Посчитали необходимым, вышли. Удачи! Всё решалось в рабочем порядке». Информации о новых заявлениях об уходе, у Семёнова нет.

Политолог и блогер Сергей Шмидт подчеркнул, что «боевые действия» между правительством и АМО продолжаются, и в этом конфликте виноваты обе стороны: «Как и в любом конфликте тут по-своему виноваты обе стороны, и у каждой стороны своя правда, хотя я предположу, что на стороне губернатора мы наблюдаем скорее обиды высокого начальства за то, что перед ним не стелятся, как положено стелиться перед высоким начальством, и, на мой взгляд, это негативно сказывается на репутации этой стороны. Опять же мэров не может не раздражать то обстоятельство, что информационными силами губернаторской команды гражданам внушают, что они не могут обнаружить в своей повседневной жизни реальные плоды официозно декларируемых грандиозных успехов правления Сергея Левченко из-за того, что на местах всем заправляют плохие мэры. Кроме того, у мэров меньше возможностей расслабиться на статусных мероприятиях и тусовках, они по уши в проблемах практической жизни, поэтому оппонируют красочной, но оторванной от реальных граждан политике с позиций реальной действительности».

Этот конфликт, по мнению Шмидта, подогревается «личностными особенностями отдельных его участников»: конфликтуют два «ерощенковских» человека – Боровский и Семёнов. При этом мэр Саянска находит время, «чтобы вести себя в Facebook совершенно в духе рядового фейсбучного склочника». Это, как считает эксперт, вполне симпатичное явление для политической жизни, так как «формирует человечный образ мэра».

Регсовет vs АМО

В сентябре же Боровский заявил о неэффективности АМО: «Реальное решение проблем муниципалитетов региона возможно только за счёт диалога с правительством и губернатором, в то время как АМО — это организация для того, чтобы «посидеть, поговорить и попросить кого-то что-то сделать». Поэтому 25 глав муниципальных образований направили губернатору письмо с просьбой возобновить работу регионального совета».

Семёнов же уверен, что сомнений в необходимости ассоциации нет, уже сейчас найден диалог с правительством региона и решаются насущные проблемы территорий: «Никаких поводов у нас сомневаться в необходимости ассоциации нет, дела у нас обстоят нормально. Я согласно своего статуса и обязанностей встречался с председателем правительства Иркутской области Русланом Болтовым, обсуждал вопросы бюджетирования муниципалитетов, те вопросы, которые касаются всех муниципальных образований, нормальная работа идёт».

На пресс-конференции в конце августа губернатор Иркутской области Сергей Левченко заявил, что планы по возрождению регсовета есть: «Мы готовим сегодня повестку дня для сбора регсовета. Часть вопросов уже готовы. В том числе будем обсуждать и результаты принятых решений по перераспределению средств консолидированного бюджета в муниципалитеты, что получилось в результате принятых решений, что просили ряд мэров. Пока анализ показывает, что результаты неоднозначные. Некоторые муниципалитеты потеряли в доходах, надо не просто обсуждать с налёту, по-чапаевски, шашкой махнуть, давайте сюда передадим, давайте сюда передадим. Вопросов, которые нужно обсудить, накопилось, поэтому проведение такого регсовета я планирую в октябре».

На момент публикации новости в правительстве Иркутской области не уточнили, когда конкретно состоится заседание регсовета.

Председатель Законодательного собрания Иркутской области Сергей Брилка в сентябре высказался, что ассоциация нужна для решения сложных проблем, а регсовет – для мобильного реагирования на поручения президента России: «Ассоциация муниципальных образований главный орган, созданный для воспроизведения лучших практик муниципальных образований и решения сложный проблем. Государственная власть в лице правительства области не в состоянии знать все проблемы всех территорий. Региональный совет создан для мобильного решения вопросов, решения по которым были приняты на государственном совете под руководством президента. Не надо путать одно с другим. И если кто-то в правительстве это не понимает – это их проблемы».

Политолог Алексей Петров заявил, что региональный совет нужен обязательно, поскольку формат встречи глав муниципалитета и губернатора важны обеим сторонам: «Теперь осталось научиться задавать вопросы не в форме сообщений СМИ, а напрямую, на совещаниях, причём не способом наезда, а серьёзной проработки. Кстати, это может относиться к обеим сторонам, поскольку можно наблюдать, что критика муниципалитетов, которая встречается в медийном поле, не всегда имеет под собой реальную основу. К сожалению, нынешняя ситуация в ассоциации, когда она разбита, как минимум, на два лагеря, вряд ли принесёт политические дивиденды одной из сторон, проиграют все — и политики, и избиратели».

Сергей Шмидт предположил, что Ассоциация муниципальных образований после выхода из неё ряда мэров уже не сможет полностью использовать свой конструктивный потенциал, а региональный совет мэров не сможет такой потенциал даже сформировать из-за фронды со стороны других мэров. При этом эксперт заметил, что какая-то развязка может наступить после выборов в законодательное собрание региона в 2018 году, но уверенности в этом у политолога нет, «ведь большинство политических противостояний в области обычно заканчиваются невнятными ничьими».

Слёзы по бюджету

18 сентября состоялось заседание бюджетной секции Ассоциации муниципальных образований, на которой было озвучено, что до конца года муниципалитетах первого и второго уровня не хватает 6,7 миллиарда рублей. оказалось, что в этом году снизилась сбалансированность бюджетов. Это связано с тем, что в 2017 году расходы муниципалитетов возросли на 1,7 миллиарда рублей из-за организации выборов, исполнением указов президента по повышению зарплаты работников дополнительного образования и культуры, увеличением тарифов на коммунальное хозяйство, объёмов софинансирования по областным программам, числа социальных объектов, которые были введены в 2016 году.

Советник губернатора Иркутской области Сергей Шишкин высказал, что в решении бюджетных проблем нужна взаимность: «Сегодня ассоциация говорит, что муниципалитеты второго уровня испытывают дефицит в 5 миллиардов рублей, ну мы давайте тогда раскрываться взаимно: вы хотите денег от правительства, а вы расскажите про свои расходы, про зарплаты руководителей МУПов, посмотрите концессионные соглашения, и вы много увидите. Эта экономическая подоплёка тоже двусторонний характер имеет, потому что на начало финансового года у нас стабильные сбалансированные планы, дефицит не может быть больше 10%. Почему в конце года мы получаем вот эти разбалансированные вещи: 6,7 миллиарда будьте любезны! Вот это да! А когда мы говорим, давайте посмотрим ваши расходы, отвечают: нет, туда не лезьте, мы отделены от государственной власти. Что за двойные стандарты?»

10 октября состоялось заседание палаты сельских поселений АМО, на котором присутствовали и депутаты заксобрания. Вице-спикер Наталья Дикусарова говорила о том самом мониторинге бюджетов сельских поселений, о чём упоминал на пресс-конференции губернатор Сергей Левченко.

«Мы очень долго работали над этим вопросом совместно с министерством финансов области. Основные моменты касались передачи 3% НДФЛ от поселений в пользу муниципальных районов. Сложности возникли, в том числе, и потому, что был передан не унифицированный перечень полномочий. Тогда было принято решение совместно с АМО и региональным министерством финансов вести мониторинг реализации этого закона. К работе подключилась Контрольно-счётная палата. На сегодняшний день с учётом всех изменений бюджеты поселений по разным статьям получили плюсом 116 миллионов по сравнению с итогами прошлого года. Можно утверждать, что совместными усилиями мы с вами не допустили ухудшения ситуации с финансированием в сельских поселениях. Это не означает, что у территорий все хорошо с бюджетами сейчас, и мы понимаем, что сельским поселениям необходима корректировка бюджетов», — приводятся на сайте заксобрания слова Дикусаровой. Эта корректировка намечена на 15 ноября.

Муниципалитеты попросили заксобрание и правительство ускорить процесс уточнения бюджета 2017 года, так как в некоторых поселениях уже складывается задолженность с зарплатами. Кроме того, правление палаты сельских поселений обратится к губернатору для утверждения нормативов оплаты труда чиновников и депутатов на постоянной основе с обязательным увеличением зарплаты.

Политолог Сергей Шмидт подчеркнул, что с помощью решения бюджетных проблем губернатор может сдерживать некоторых мэров: «О финансовой самостоятельности муниципалитеты могут только мечтать, большинство из них более, чем зависимы от губернаторской воли – это, кстати, важный рычаг для раздробления фронды, для сдерживания отдельных мэров, ну или для переманивания их из лагеря мятежников в лагерь респектабельных прогубернаторских глав территорий. Однако муниципалитеты действительно всегда нуждаются в деньгах и при хорошем областном бюджете, как сейчас, они имеют право требовать забыть про политические амбиции и подумать о гражданах – совсем просто выражаясь, требовать больше денег, чем они и занимаются. И правильно делают».

Глава ассоциации Вадим Семёнов заверил, что поводов для истерики нет, все вопросы решаются в рабочем режиме: «Если какие-то небольшие проблемы могут возникнуть в связи с тем, что поправки в октябре не внесли, то они все решаются в рабочем порядке. И мы это всё уже обсудили и с министром финансов, и с коллегами. Я абсолютно уверен, что никто из муниципальных образований не будет в трудную минуту оставлен, все решения управленческие на уровне губернатора, правительства, Законодательного собрания, будут приняты, и муниципалитеты получат всё, что им необходимо для нормальной работы».

***
Сейчас активно обсуждаются поправки в бюджет 2017 года, формируется бюджет 2018-го, поэтому мэрам выгодно не протестовать, а мягко и аргументированно просить добавления денег. Позиция главы Ассоциации муниципальных образований Вадима Семёнова говорит о том, что война муниципалитетов с правительством отложена, по крайней мере до тех пор, пока не будут удовлетворены все запросы местных властей: мэр Черемхово фактически отказался пока от политики и занялся решением хозяйственных задач, чем он в своём городе славится. Мэры, восставшие против самого Семёнова, будут с упоением ожидать заседания регсовета, хотя сомневаюсь, что правительство и губернатор скажут про деньги что-то иное, чем заксобрание. Вероятно, конфликт между региональной властью и ассоциацией, между мэрами внутри АМО зацветёт с новой силой уже в 2018-м, перед выборами в заксобрание, когда «Единая Россия» будет испытывать давление правящей в регионе КПРФ, а коммунисты попытаются заработать очки перед главами муниципалитетов, чтобы нарастить своё влияние в региональном парламенте.

Добавить отзыв
Добавить фото

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить