Минувшее воскресенье отметилось в России акцией «Забастовка избирателей», инициированной блогером Алексеем Навальным, которому в конце 2017 года отказали в регистрации на выборы президента. Митинги 28 января прошли в 46 регионах, и лишь в единицах из них число участников перевалило за тысячу. В прессе эту акцию уже назвали «провалом» оппозиционера. Что же произошло, разбирался корреспондент «ИрСити».
Тишайший митинг
Две недели в Иркутске хозяйничали 30-40-градусные морозы, они усыпляли обычно весело рычащие автомобили, прижимали людей в земле, обсыпали инеем их волосы и ресницы. А потом наступило воскресенье, и холод отступил, выглянуло ослепительное солнце. Под его жгучими лучами, прорезающими морозный воздух, в Иркутске прошёл митинг «Забастовка избирателей».
Изначально планировалась красота, практически эпос протестного политического движения. Участники акции должны были прошествовать с плакатами и лозунгами по набережной Ангары, а затем собраться на митинг у памятника Александру III. Планировалось, что мероприятие продлится 4 часа. Хотя, надо отдать должное здравомыслию организаторов, число участников акции предлагалось небольшим – всего-то 500 человек.
В действительности всё оказалось не так. Иркутскому штабу Навального согласовали митинг на площади 50-летия Октября, что напротив кинотеатра «Баргузин». Причём, как пояснил потом глава штаба Сергей Беспалов, митингующим отвели закуток в противоположном от автобусной остановки конце площади, потому что «в марте мы вытоптали всю траву и сломали все кусты». Территорию обнесли рамками, отметив два выхода, возле них стояли полицейские с серьёзными лицами и проверяли сумки прибывающих участников. Антитеррористическая безопасность.
Сценой стал странный прицеп на колёсах, его предоставил иркутский предприниматель Дмитрий Толмачёв. Напомню, что 4 ноября на территории его торгового центра состоялась встреча жителей Приангарья с Алексеем Навальным.
На сцене стоял Сергей Беспалов с микрофоном и развлекал народ. А потом обратный отсчёт, протяжное «ура» - и всё началось. Глава иркутского штаба рассказал присутствующим, что у импровизированной сцены должен был быть ещё и задник, к которому собирались прикрепить плакат с надписью «Забастовка избирателей!». По его словам, утром семь полицейских машин «по ориентировке» задержали организатора митинга Сергея Горкунова, обыскали его автомобиль и забрали плакаты, флаги и этот фон.
Потом он сказал, что мероприятие продлится всего час, а на свободный микрофон записалось 11 человек. Обведя присутствующих заботливым взглядом, Беспалов осторожно заключил, что на площади собралось три-четыре сотни человек. Оценки мэрии были в первый раз за всё время проведения протестов сторонников Навального достаточно близки к этим данным – 190 человек.
На сцену вышел возмущённый задержанием Горкунова сотрудник штаба Захар Сарапулов. Он крепко сжимал в кулаке микрофон, зло кричал в него, хотя лицом не выдавал своих эмоций. Сарапулов заявил, что за спиной у Владимира Путина «только вакуум», «никто не придёт на выборы», поэтому «ему придётся их фальсифицировать». Чтобы зафиксировать «всю эту мерзость», нужно, по словам выступающего, стать наблюдателем от штаба Навального.
Подготовка займёт немного времени – всего один-два занятия по 2 часа в феврале, для каждого – составят индивидуальный график. Затем каждый получит официальное направление, в котором будет написано, что его предъявитель - «наблюдатель со статусом члена комиссии с совещательным голосом». Наблюдателям придётся прийти до открытия избирательных участков, пробыть там 15 часов, до глубокой ночи, зафиксировать на камеру само голосование, подсчёт голосов, заполнение и подписание итоговых протоколов.
По его мнению, именно результаты работы наблюдателей и подстегнут протест граждан уже после выборов.
«Следующий митинг - самый главный - пройдёт на сквере имени Кирова, и не важно, согласуют его или нет. Мы выйдем к стенам «серого дома» и будем требовать отставки Путина!» - этими словами молодой человек вызвал одобрительный гул у толпы.
А затем немного жутковато пообещал, что штабы Навального объявляют бессрочную акцию протеста: «Самый страшный кошмар Путина останется с ним до самого конца его бездарного правления». При этом Сарапулов не уточнил, как будет проходить эта акция.
Выступил и «лидер банды маляров» Павел Чернухин – волонтёр, получивший штраф за то, что красил фасад дома-памятника, в котором сидит штаб Навального. Он использовал сложную метафору для выражения своего протеста против 18 марта, но очень близкую иркутской реальности: «Бывают старые дома, которые уже разваливаются, их затягивают баннерами, где нарисован красивый фасад. Эти выборы – это такой фасад, который натягивают на власть, которая вся прогнила от коррупции, от мракобесия, от кумовства».
Он заявил, что не во всём поддерживает Навального, но считает его «вменяемым политиком», у которого есть «структура» - 84 штаба в стране.
Потом выступали иркутяне Алексей Чалкин и Дмитрий Толмачёв. Первый вкрадчиво рассказывал, что у населения «отняли выбор», а те претенденты, которые допущены, пиарятся или делают вид, что они – оппозиция. А второй представил воображаемый диалог с внуком, который его спросит, что он делал в 2018 году. Оба призвали «бойкотировать переназначение Путина». Затем Беспалов представил жителя Черемхово Бориса Сарапулова:
- Этот человек всю жизнь честно проработал, пару месяцев назад вышел на пенсию и вдруг выяснил, что, наверно, зря это сделал, потому что пенсия у него маленькая.
- Нормальная у меня пенсия! Добавили: 307 рублей и 6 копеек, - иронично парировал мужчина.
Он убеждал собравшихся, что они, а не олигархи, – элита России. Потом заметил, что созданы сайты putin2024, putin2030: «Он хочет править вечно, он греет место в мавзолей».
За ним выступило ещё несколько мужчин разных возрастов, которые говорили о вере, религии, совести и честности. Под занавес митинга Беспалов заявил, что юрист «отбил» организатора и плакаты у полиции. Главный фон быстро прицепили на задник импровизированной сцены и установили под дружное «ура».
«Размытые цели»
Опрошенные эксперты отметили размытость целей «Забастовки избирателей» и отсутствие иных, не уличных, технологий для привлечения людей в протест.
Политтехнолог Роза Абдулина заметила, что сторонники Навального такие же избиратели, как и сторонники претендентов в президенты России, и они понимают, что бороться за выдвижение оппозиционера поздно и бессмысленно. «Сам Навальный тоже это понимает, поэтому ушёл в режим энергосбережения», - подчеркнула эксперт.
Она также предположила, что многие из тех, кто поддерживал Навального, уличили блогера в двойных стандартах: ранее он всегда призывал идти на выборы, а теперь – наоборот: «При этом, Навальный не учитывает того факта, что его сторонники - это всё-таки молодёжь, которая и так не ходила на выборы, поэтому и сейчас их отсутствие ни на что не повлияет».
Абдулина подчеркнула малочисленность митингов не только в регионах, но и в Москве и Санкт-Петербурге. «Навальный их разочаровал. Он декларировал, что станет кандидатом, если все массово его поддержат, но не говорил о том, что ради него никто не станет менять закон РФ», - пояснила политтехнолог.
Региональный координатор движения в защиту прав избирателей «Голос» Алексей Петров заметил, что продвижение проекта не совсем понятно. Он раскритиковал «забастовку» за призывы не ходить на выборы: «Голосовать нужно идти, и я никогда не подпишусь за политика, который будет призывать не ходить на выборы. Выборы - это право, а не обязанность, но мы не имеем права это право отбирать у граждан».
При этом политолог похвалил сторонников Навального за планы наблюдать за выборами президента, но заметил, что о самой процедуре говорится мало: «К сожалению, в акциях Алексея Навального акцент расставлен на иные вещи. Он больше говорит о политическом процессе, поскольку политик, мне же важно, чтобы в его окружении нашлись помощники, эксперты, которые будут больше говорить о процедурах».
Эксперт также считает, что число участников воскресных митингов – это «хорошие цифры», поскольку в среде сторонников оппозиционера серьёзная часть избирателей, «которая не определилась со своим отношением к нехождению на выборы». Более того, он подчеркнул, что среди иркутян, пришедших на акцию 28 января, есть те, кто пойдёт на выборы.
По мнению политолога Сергея Шмидта, Навальный всегда отличался от остальной оппозиции предметностью политической деятельности – он реализовывал проекту, результаты которых «можно пощупать руками», но цель «забастовки избирателей» «нельзя ощутить материально» - «она неконкретна, размыта, расплывчата». Он также привёл слова «политтехнологической правой руки Навального» Леонида Волкова о том, что всех, кто не придёт на выборы, товарищи блогера объявят своими сторонниками. «Но объявить это можно будет после выборов, а привлекать граждан на движуху, связанную с забастовкой, приходится до выборов. Видимо, технологического механизма привлечения не придумано».
При этом Шмидт заметил, что малочисленность митинга в Иркутске нельзя списать на погоду, хотя вполне вероятно, что после морозов население хотело заняться семейными делами, а не ходить на акции протеста. Ситуация с митингами по всей стране – это, по мнению эксперта, общая закономерность, «но ни в коем случае не тенденция снижения поддержки Навального».
Основной провал у «навальников», как отметил Шмидт, произошёл в Екатеринбурге, где на согласованную забастовку с выступающими мэром Евгением Ройзманом и Леонидом Волковым пришла всего тысяча человек. «Это парадокс, который надо осмыслить», - заметил политолог.
Говоря о «провале», он упомянул, что Иркутск всё-таки отличился после воскресенья: портал «Виаком» заявил, что ему и ряду других СМИ от тюменского рекламного агентства поступило предложение сделать заказной материал, в котором необходимо подчёркивать провальный характер митингов 28 января. «Я на 146% уверен, что это такой пиаровский контр-ход сторонников движения Навального. Это придумано очень толково – выдать за заказ, поскольку в сотнях СМИ в России пишут о провале 28 января», - заявил Шмидт.
Предлагая возможные причины малочисленности акций, политолог обратил внимание на психологию современного человека, которому хочется посмотреть на звезду: «В ноябре в Иркутске был масштабный митинг с Навальным, приезжали люди из других городов области. Как я понимаю, человек увидел его, поставил птичку напротив графы внутри себя «увидеть живого Навального», после этого он может терять интерес к происходящему вокруг его имени».
А по словам федерального политолога Марии Минчевой, движению Навального не хватает креативности: «Протест сходит на нет по численности, потому что Навальный не предлагает других вариантов изображать этот протест. Ходить на улицу с одними и теми же лозунгами надоедает быстро, если после этого не происходит ничего, понятно, что людей с каждым разом будет всё меньше и меньше».
Кроме того, тупиковым вариантом эксперт назвала создание Навальным шума вокруг своего движения арестами, задержаниями и штрафами. «Лучше бы он столько энергии потратил на то, чтобы предлагать конструктивные инициативы по внесению изменений в законодательство», - подчеркнула Минчева.
Она предложила блогеру налаживать контакты с Госдумой, «закидывать» парламент законодательными инициативами. По мнению эксперта, есть много «адекватных» депутатов, которые, если предложение конструктивно и имеет широкую поддержку у населения, будут его продвигать.
«Кроме того, в большинстве территорий России холод собачий, какая забастовка избирателей в минус 30, минус 40? Гробить молодых людей ради удовлетворения своих политических желаний, мне кажется, должно быть стыдно и неприлично», - добавила эксперт.
«Люди скучают по праздникам»
По мнению экспертов, агитационная деятельность сторонников Навального не повлияет на среднюю по России явку избирателей на выборах 18 марта. Но при этом их прогнозы по численности пришедших на избирательные участки достаточно разнятся.
Так, Алексей Петров был достаточно пессимистичен, он предположил, что явка «едва ли» будет 50%, подчеркнув, что «в Иркутске точно не будет». Это объясняется, по мнению эксперта, усталостью общества, которое не видит реальной конкуренции на выборах. «Поэтому все разговоры о том, что национальные выборы являются наиболее интересными и наиболее посещаемыми в стране, скоро могут быть нивелированы», - подчеркнул политолог.
Сергей Шмидт заметил, что если агитация Навального и может повлиять на явку, то лишь в пределах статистической погрешности. Главным фактором, который угрожает численности пришедших на участки, является высокая степень предсказуемости результатов этих выборов.
«Если не будут придуманы эффективные политические технологии, подчёркиваю, не административный ресурс, то я не удивлюсь, если явка будет невысокой, но я очень удивлюсь, если она будет выше или ниже порога 55-60%», - пояснил эксперт.
Кроме того, он заметил, что оставшегося до голосования времени достаточно, чтобы кандидаты успели увеличить процент их поддержки, «но довести ситуацию до второго тура практически невозможно».
Роза Абдулина спрогнозировала явку в целом по России в районе 60-65%, при этом интригой, по её мнению, остаётся ситуация в Иркутске, но вряд ли здесь будут большие отклонения от средних показателей.
«Никаких скупок, подвозов, искусственного нагнетания не будет. Это не тот уровень выборов. Более того, если центральный штаб в Москве узнает о подобных происшествиях в регионе, уверена, региональные власти понесут за это серьёзное наказание», - подчеркнула эксперт.
Самые оптимистичные прогнозы дала Мария Минчева, заметив при этом, что чем выше явка, тем выше процент голосов за оппозиционных кандидатов. По мнению политолога, в среднем по стране явка превысит 70%.
«Крупные выборы происходят редко, тем более власть сейчас пытается всеми способами организовать выборы как настоящий праздник. В крупных городах население пресыщено мероприятиями, но крупных городов не так много, а люди из сельской местности или из малых городов по праздникам реально скучают. Они хотят сходить, на людей посмотреть, себя показать, что-то хорошее купить, какие-то сувениры, встретиться с друзьями», - пояснила эксперт.