Избирком Иркутской области 3 августа завершил регистрацию кандидатов в депутаты Законодательного собрания региона, до выборов которых осталось чуть больше месяца. В финальной раскладке осталось только семь партий-«льготников», освобождённых от сбора подписей. На 22 одномандатных округах из 151 выдвинутого осталось 130 кандидатов, в их числе всего двое самовыдвиженцев.
Палитра избирательной кампании 2018 года откровенно скучная. Здесь ожидаемо четыре парламентские партии – «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ и «Справедливая Россия». Плюс троица, представленная в органах власти регионального и муниципального уровня, — «Гражданская платформа», «Родина» и «Коммунистическая партия социальной справедливости». Подписи собирали двое — «Партия Социальных Реформ – Прибыль от природных ресурсов – Народу» (ПСР) и «Российский общенародный союз» (РОС). Но им отказано в регистрации.
На выборах предыдущего созыва было задорнее – своих кандидатов на посты региональных депутатов выставили 17 партий. В их числе была и известная на федеральном уровне партия «Яблоко», предложившая в марте своего лидера Григория Явлинского на должность президента. В 2018-м региональное отделение отказалось ввязываться в игру, сославшись на необходимость собирать подписи.
«Дело в том, что после 2013 года изменилось законодательство в регистрации списка кандидатов от партий, а именно для регистрации областного списка требуется собрать подписи избирателей. В Иркутской области — это от 9,5 тысячи подписей. В связи с этим на региональном совете партии было принято решение о невозможности участия в выборах. Эта же проблема касается и кандидатов по одномандатным округам», — пояснил руководитель регионального отделения Григорий Грибенко.
Изменения в законодательстве, о которых упомянул Грибенко, были внесены в 2014 году. По ним – от сбора подписей освобождались те партии, представители которых есть в Госдуме, региональных и муниципальных представительных органах. Остальным пришлось по областным спискам собирать 9,49 тысячи подписей, по одномандатным округам — от 2,5 тысячи подписей в зависимости от территории. Самовыдвиженцам требования повысили до 3% от числа избирателей на округе.
При этом сбор подписей не испугал представителей «Партии Роста», которые во время президентской кампании высказывали планы поучаствовать в выборах в областной парламент. Как пояснил руководитель регионального отделения Илья Артемьев, выставлять областной список было бы затруднительно, так как в него необходимо включить не менее 69 кандидатов по всем округам, а партия представлена лишь в пяти городах. Поэтому планировалось выдвинуть 12 кандидатов по одномандатным округам, но их «не согласовала Москва».
В 2013 году было зарегистрировано 183 кандидата-одномандатника, в том числе 17 самовыдвиженцев. Конкурс на одно депутатское кресло составлял 8,3 человека. Сейчас – менее шести. Из самовыдвиженцев зарегистрированы только безработный из посёлка Зелёный берег Иркутского района Александр Лобыгин и главврач Тайшетской районной больницы, депутат думы Тайшетского района, член партии «Единая Россия» Мария Лазарева. Мимо мандатов «пролетают» действующие депутаты заксобрания, также заявившиеся как самовыдвиженцы – Эдуард Дикунов, в 2013 году прошедший по списку «Гражданской платформы», а в 2018-м отвергнутый родной партией, и Дмитрий Ершов, попавший 5 лет назад в парламент по списку ЛДПР. В 2018-м он вышел из партии и попросился в «Единую Россию», но тут его не пустили даже на праймериз.
Региональный координатор движения в защиту прав избирателей «Голос» Алексей Петров считает, что, судя по тому, что две партии не прошли на выборы, институт сбора подписей уже изжил себя и надо возвращать избирательный залог. «Это привлечёт большее число партий к выборам, хотя мы видим по количеству, что грядёт серьёзный кризис партий в стране и в регионе в частности. За 5 лет количество участников уменьшилось в два раза. Совсем нет самовыдвиженцев, поскольку их просто реально вычеркнули из выборов. Теперь нужно всем надевать партийную шапочку», — подчеркнул эксперт.
Он также обращает внимание на конфликт между региональным и федеральным отделениями некоторых партий, что также является проблемой избирательной кампании осени 2018 года. Как пример – снятие кандидата «Гражданской платформы» с выборов главы Якутии, его не согласовало московское руководство.
Политический обозреватель Галина Солонина ещё одной причиной малочисленности политических игроков на выборах в региональное заксобрание называет работу самого избиркома: «В 2013 году председателем Избирательной комиссии был Виктор Игнатенко, который шевелил малые партии, стимулировал их к участию в выборах, постоянно проводя семинары, учёбу. Его последователь Эдуард Девицкий проповедовал рациональный подход к малым партиям, сейчас новый глава – какова его политика, увидим позже, у него пока не было времени на это».
Специалист по связям с общественностью и политконсультант Владислав Шиндяев замечает, что избирательная кампания 2018 года довольно спокойная: «Выборы проходят в режиме ограниченных экономических и стратегических ресурсов. Если раньше исполнительная и законодательная власть представляли одну партию, то сейчас всё изменилось, перераспределились все акценты. И даже административный ресурс на территориях уже работает по другую сторону баррикад. Вся кампания свелась к двум моментам. Первый – достижение необходимых стратегических договорённостей, и второй – активная работа на округе, на земле, то есть непосредственно с избирателями».
Он также подчёркивает, что после президентских выборов, которые состоялись в марте, электорат устал, гражданам в последнее время менее интересна политика: «Даже протесты, которые пытаются включать в повестку отдельные партии, в принципе не раскачивают людей».
Несмотря на это все эксперты заметили, что кампания будет интересной в одномандатных округах. По мнению Петрова, причина этому – отсутствие доминирования «Единой России», а также пенсионная реформа, которая «что-то должна изменить в головах граждан».
Солонина замечает, что фактически «Единая Россия» стала оппозиционной партией, а КПРФ – партией власти, но при этом они разделили ответственность за положение в регионе. Например, заксобрание, в котором абсолютное большинство депутатов было единороссами, утвердило назначение на должность председателя правительства сначала Александра Битарова, а затем Руслана Болотова. «Справедливая Россия» и ЛДПР выступают ситуационными партнёрами на каких-то округах. Эксперт подчёркивает, что у ЛДПР есть шанс занять освободившуюся нишу партии, которая критикует власть за ситуацию в области.
«Судя по всему, губернатор особо не верит в силу своей коалиции. Подтверждением этому является то, что он внёс законопроект, согласно которому стратегию социально-экономического развития Иркутской области будет утверждать не заксобрание, а правительство», - добавляет Солонина.
По её мнению, ЕР не чувствует себя уверенно в кампании. Например, интересной будет борьба двух семейных агрохолдингов Франтенко и Сумароковы в Усольском районе, а также в пятом округе в Иркутске, где схлестнутся действующий депутат Андрей Лабыгин и зампред правительства Виктор Кондрашов. По мнению Солониной, против Лабыгина «фактически выставили административный ресурс».
Шиндяев также отмечает изменение ситуации в одномандатных округах, часть из которых сменила политические приоритеты, часть – ждёт изменений, которых нет в течение многих лет. «Кампания в одномандатных округах будет интересной, кроме некоторых, где уже спозиционирован кандидат, есть жёсткий лидер», — подчёркивает эксперт.
Лидерами в Иркутске Шиндяев считает депутатов заксобрания Нину Чекотову и Антона Красноштанова, а также экс-главу правительства Александра Битарова, в других территориях - сенатора от Приангарья Виталия Шубу, депутатов областного парламента Тимура Сагдеева и Кузьму Алдарова. Из «интересных» округов он также назвал округ №13, где работают действующий парламентарий Анастасия Егорова и топ-менеджер «Фармасинтеза» Руслан Ким, а также четвёртый округ в Иркутске с вице-спикером думы Иркутска Александром Ханхалаевым и экс-депутатом Госдумы Антоном Романовым.
На фоне всей этой борьбы явка по области будет невысокой. По оценкам экспертов, она составит около 30%. Жители сёл традиционно будут голосовать активнее - там явка может составить 35–40%. В 2013-м на выборы пришли 24,53% избирателей, что значительно ниже показателей 2008 года, тогда явка на выборах в региональный парламент составила 35,29%.
В прогнозах по итоговой расстановке сил в заксобрании эксперты осторожны. Как считает Шиндяев, основная битва развернётся между «Единой Россией» и КПРФ, «которые бьются за каждый конкретный мандат». В протестную повестку пытаются включаться и другие политические структуры, но, как замечает эксперт, делают они это пока локально, не разворачивая полноценных региональных кампаний, а значит, могут возникнуть сложности с набором необходимого количества голосов. Так или иначе Шиндяев оценивает, что «Гражданская платформа», «Справедливая Россия» и ЛДПР могут претендовать на определённое количество мандатов в новом созыве — при условии проведения дальнейшей активной кампании на территории всего региона и особенно крупных городов.
Солонина отмечает, что прогнозировать позицию «Единой России» возможно только по восьми из 22 одномандатных округов: «В некоторых округах она очень много возьмёт [голосов], в каких-то, где кандидаты не будут демонстрировать свою связь с партией, меньше. Но по партийным спискам ЕР возьмёт больше, чем остальные партии». Она также обратила внимание на сложную ситуацию в «Справедливой России», где нет яркого федерального лидера, который бы, как у ЛДПР Владимир Жириновский, мог повести кандидатов за собой, а также есть трудности в вопросах компромиссов. Эксперт не стала предполагать позиции КПСС, заметив, что хоть партию и считают спойлером, для одного из её местных лидеров, Сергея Угляницы, борьба против КПРФ – вопрос личной мотивации.
По мнению Петрова, между партиями снимается различие: «Есть ЕР, которая просто исполняет то, что ей говорят, и другие партии. Насколько КПРФ готова дать бой единороссам, узнаем скоро, пока как-то все затаились. Ну и надо сказать про уникальность «Гражданской платформы» в одном городе — Иркутске, она опять наберёт столько, сколько никогда не видел никакой кусочек в стране». Он также подчёркивает – «ждём пятифракционный парламент».