Р!
22 СЕНТЯБРЯ 2019
20 сентября 2019
19 сентября 2019

Ностальгия по прошлому: «Куклы советского детства»

В декабре 2014 года в Листвянке открылся частный музей «Куклы советского детства». Журналист и фотокорреспондент ИА «БайкалПост» встретились с основателем музея – коллекционером из города Усолье-Сибирское Оксаной Токмаковой.

История коллекции

Оксана Токмакова собирает кукол уже 9 лет, сейчас её коллекция насчитывает около 2 тысяч экспонатов, а началось всё с куклы Андрюшки. «Как-то мне в руки попалась открытка с изображением мальчика в костюме Емели. Она мне очень понравилась и запомнилась. Я захотела найти эту куклу, попала на просторы сети Интернет и увидела, что там можно найти почти любую куклу, которая была у меня в детстве. Вот так постепенно начали появляться куклы, пока я искала именно ту, которую хотела – куклу Андрюшку», — отметила коллекционер.

В музее нам удалось увидеть и саму куклу Андрюшку, и его изображение на открытке. «Вот он, Андрюшка, с которого всё началось. Его автор – Маргарита Вильям, создана игрушка на московской фабрике «Имени 8 Марта» в начале 1950-х годов. Это его оригинальный костюм. Простой образ мальчика: глазки-бусинки, озорной, вроде и не красавец, но очень забавный», — рассказывает Оксана Токмакова.

Постоянная экспозиция

В постоянной экспозиции собраны наиболее яркие представители кукол, они разделены на две части: 20-60-е годы и 70-90-е.

Самыми ранние куклы – так называемые «дунаевские», или «сергиево-посадские». Терракотовые головы для них мастерил Сергей Дунаев, который жил в селе Хотьково Московской области. У этих кукол очень хорошо проработаны детали крестьянского костюма, например, вот этот деревянный гребешок, который висит у мальчика на поясе.

Вот они, целлулоидные куклы. Игрушки из целлулоида выпускал Охтинский химический комбинат Ленинграда. Куклы выпускались раздетыми и бесполыми, назывались они «пупсы-голыши». Девочка могла сама определить, кем будет её кукла – мальчиком или девочкой, а также придумать и сшить для неё одежду.

Вся кукольная атрибутика тех времён, сопутствующая игре в куклы, делалась максимально приближенной к настоящей: вот мясорубка — она из тех же частей, что и настоящая; стиральная машинка, которая может постирать и отжать носовой платочек или небольшое платье. «Всё это делалось для того, чтобы девочка в простой и незатейливой форме игры могла спокойно овладеть навыками, которые пригодятся ей во взрослой жизни», — подчеркивает основатель музея.

Среди экспонатов мы также увидели деревянную каталку, которая была выпущена в самый разгар Великой Отечественной войны: «Эта игрушка датирована 1943 годом. Во время войны выпуск игрушек не останавливали. На их производство устанавливались планы. К продукции предъявляли жёсткие требования. То есть детская индустрия работала даже в тяжёлые времена. Всё это делалось для того, чтобы воспитать гармоничного, полноценного и здорового члена общества», — говорит Оксана Токмакова.

Основная масса кукол в отделе 70-90-х годов сделана из пластмассы. В том числе, и известная кукла Карлсон. Её автор – ленинградский скульптор Лев Разумовский. Такую же игрушку держала в руках Астрид Линдгрен. Карлсон был в семье почти каждого ленинградского ребёнка.

В экспозиции есть и именные куклы – это Юрий Никулин, Евгений Леонов и даже Юрий Куклачёв с кошкой на руках.

Здесь же среди игрушек живёт кукла Марина. Она интересна тем, что её глаза не просто открываются и закрываются, но и ещё и ходят слева-направо. Такие глазки у кукол официально называются флиртующими.

Коллекционер показала нам и мечту всех советских девочек – шагающую куклу Нину московской фабрики «Кругозор». Если её взять за левую ручку, она идёт и на каждый шаг поворачивает голову.

Временная выставка

Во втором зале музея находится сменная выставка «Ребята, давайте жить дружно». Здесь собрано около 250 этнических кукол и кукол в национальных костюмах бывшего СССР.

«Вот это – украинские куклы из древесно-опилочной массы. Этот материал пришёл на смену фарфору и папье-маше. Единственным и большим недостатком таких кукол было то, что девочки не могли их купать и мыть, ведь игрушки могли испортиться», — рассказывает коллекционер.

На другом стенде представлены куклы ведущего – самого крупного предприятия – московской фабрики игрушек «Имени 8 Марта», которая была создана ещё в 1921 году. Последняя кукла здесь была выпущена в 2001 году.

На отдельном стенде представлены куклы в костюмах российских губерний. Их производитель – фабрика игрушек «Имени 8 Марта». Здесь есть куклы в костюмах Тверской, Тамбовской, Московской губернии, а также Орловской и Воронежской областей.

Вот ранние куклы фабрики «Имени 8 Марта» — с обтяжными трикотажными головками. «Заранее лицо куклы не лепилось, оно формировалось тканью, и за счёт трикотажной фиксации лицу придавали форму. Само лицо чаще расписывалось вручную, реже — вышивалось», — отмечает автор выставки.

В экспозиции есть куклы советских республик – Узбекистана, Казахстана, Латвии, Эстонии, Литвы.

О своей коллекции и советской кукольной индустрии

По словам Оксаны Токмаковой, почти всё игрушечное производство СССР было сосредоточено на западе, в том числе в Москве и Ленинграде. «Я не помню, чтобы у меня много было в детстве кукол. Игрушки стоили дорого, покупались по праздникам, относились к ним советские дети бережно. Но, например, побывавшая в музее женщина из Санкт-Петербурга, с удивлением показывала на ленинградские игрушки и говорила, что почти все они у неё были в детстве. До нас же игрушки с запада доходили реже или вообще не доходили. Поэтому у нас тут был «игрушечный голод». Может быть, я собираю куклы своего детства, потому что не наигралась ими в своё время», — смеясь говорит Оксана Токмакова.

Как рассказала Оксана Токмакова, в расцвет Советского Союза – с середины 70-х – ближе к 80-м — в 15 республиках СССР насчитывалось более 100 специализированных предприятий по выпуску игрушек. Кроме того, игрушки выпускали на каждом крупном предприятии химической или металлургической промышленности.

Сейчас куклы для коллекционера представляют интерес как музейные экспонаты, потому что уже нет фабрик, которые их выпускали. Основной своей работой наша собеседница считает атрибутирование каждой куклы: воссоздание первоначального вида, установление места и года выпуска, имени художника, оригинального имени куклы.

Добавить отзыв

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Правила