Каждый новый губернатор Иркутской области начинает проект по развитию аэропорта Иркутска заново. Как будто предшественник ничего не делал в этом направлении. Как будто не было никаких наработок, планов и стратегии. Игорь Кобзев не стал исключением.
Аэропорт Иркутска был передан из федеральной в региональную собственность в 2015 году, примерно за полгода до выборов губернатора. Сергей Ерощенко, который тогда управлял регионом, собирался развивать его на том же месте, развернув взлётную полосу и построив новый терминал. В числе инвесторов назывались Ростех, Роснефть и ВЭБ.
Избранный в сентябре 2015 года губернатором Сергей Левченко предложил своё видение - строительство нового аэропорта за пределами города. Это было частью его предвыборной программы. Левченко тоже говорил об инвесторах, не уточняя названий компаний, и пытался привлечь к проекту «Новапорт» бизнесмена Романа Троценко (за что дважды получил предупреждение ФАС).
Всё закончилось закладкой в 2018 году камня на месте нового терминала старого аэропорта (кстати, в проекте тоже планировалось задействовать Ростех). Камень лежит до сих пор. Про новый терминал, как и про новый аэропорт за пределами города, ничего неизвестно.
Игорь Кобзев тоже сделал эту тему своей предвыборной программой. В марте 2020 года, выступая с посланием о положении дел в регионе перед заксобранием, он как будто бы продолжил линию Левченко и поручил правительству до конца года провести конкурс, чтобы выбрать инвестора, а также проанализировать площадки для нового аэропорта.
«Поручаю правительству до конца года провести выборы инвестора по развитию аэропорта Иркутска с организацией конкурсных процедур, до 30 ноября – проанализировать предложения по площадкам нового авиаузла», — заявил тогда Кобзев.
К осени концепция обнулилась. В ноябре правительство Иркутской области объявило конкурс, но не по выбору инвестора, а на проведение консультаций по развитию аэропорта. Максимальная цена контракта - 55 миллионов рублей, выделяемых из бюджета региона.
За эти деньги подрядчик должен будет разработать технико-экономическое обоснование реконструкции и строительства инфраструктуры аэропортового комплекса до 2035 года, оценить стоимость акций, сделать стратегию привлечения инвестиций, сформировать техзадание на разработку конкурсной документации для привлечения инвестора, обеспечить юридическое сопровождение конкурсных процедур. Срок выполнения работ - 2021 год.
Почему это не сделает министерство экономического развития региона, в котором, правда, со времён Евгения Орачевского (Министр экономического развития Иркутской области с 2017-го по 2019 год. После него все руководители ведомства имели статус и.о.) так и не было постоянного руководителя? И почему оно не сделало это до сих пор - с марта для выполнения поручения губернатора? Может быть, конечно, это как-то связано с отсутствием министра?
Когда Иркутск увидит нормальный аэропорт?
Всё это почти загадка - новый губернатор начинает историю с чистого листа, перевернув очередную страницу, а минэконом как будто не видит аэропорт как один из приоритетов экономического и туристического развития региона.
Соседняя Бурятия тем временем в 2022 году планирует сдать новый терминал аэропорта в Улан-Удэ. За три года пассажиропоток там вырос в 2,5 раза (в Иркутске с 2014-го - в 1,4 раза), до 480 тысяч. Если такой темп сохранится, то ещё через 2,5 года будет 1,2 миллиона, через 5 лет — пассажиропоток сравняется с Иркутском.