Проекту «Исчезающий Иркутск» в 2020 году исполнилось 6 лет. За это время число рассказанных историй о старинных и знаковых местах города перешагнуло далеко за сотню. Каждая из этих историй – это возможность узнать что-то важное и глубинное не только об Иркутске, но и о самих себе, о его жителях. Портал «ИрСити» собрал пятёрку самых читаемых текстов о городе, которого почти не осталось.
Директор центра утверждает, что под всем домом есть чудесный просторный подвал, который частично засыпан. А местные жители уверены, что по ночам во дворе гуляют привидения.
Рассказ о Павле Пономарёве, его родовом гнезде в предместье Знаменском и могиле в ограде Покровской церкви – на четвёртом месте годового рейтинга.
Он родился в Пермской губернии, затем его семья перебралась в Томск, где молодой Посохин стал постигать книгоиздательскую науку. Потом он женился и переехал в Иркутск, где открыл первую Иркутскую губернскую типографию, которая работает до сих пор. Постепенно расширяя производство, закупая книги из Европы, Москвы и Санкт-Петербурга, Посохин стал купцом высшей гильдии и вообще уважаемым человеком в городе.
Известно, что он владел усадьбой на улице Сарайной, ныне – Александра Невского. Это крепкое, каменное здание, где в XX веке открылась «Посохинская аудитория», позже работал народный театр, затем женская школа. Последние 5-6 лет усадьба пустует. Весной 2020-го здание планировалось продать за 36 миллионов рублей. Владельцы отмечали, что здесь можно разместить офис, медицинский центр или детское учреждение. Сегодня судьба дома неизвестна.
После революции здесь располагалось несколько учебных заведений, в том числе первый транспортный институт и фельдшерско-акушерская школа при Восточно-Сибирской железной дороге, активно работавшая во время Великой Отечественной войны. В последние годы здания принадлежали Минобороны, в них работал центр ветеринарно-санитарной экспертизы и лабораторной диагностики Центрального военного округа. Не все дома пустуют, в одном из них обосновалась семья из шести человек, а по территории гуляют собаки и кошки.
В 30-е годы XX века почти все монастырские постройки были уничтожены, в обезглавленной Успенской церкви разместили клуб, а из освящённого колодца сделали общественный туалет. На месте монастыря построили мясокомбинат и мелькомбинат. Среди сохранившихся зданий – гостиница для странников. Величественный каменный дом с цоколем выходит прямо на автобусную остановку, а внутри – вытоптанные полы, арочные проходы и стены как в кельях.
А ещё в минувшем году была организована выставка «Исчезающего Иркутска». О деревянных домах мы вместе с нашим соавтором историком Алексеем Петровым рассказывали в Качуге и Усолье-Сибирском, а потом открыли уличную экспозицию в Иркутске, рядом с ТЦ «Карамель».
КОММЕНТИРУЕМОЕ ЗА СУТКИ
Суд обязал минприроды Приангарья выполнить расчистку русла реки Ия
Первый в России проект по отслеживанию оборота древесины запустили в Иркутской области
Житель Мегета получил 4 года колонии за поджоги домов ради скрытия краж
Госдолг Иркутской области за год вырос в 1,7 раза - до 29,67 млрд рублей
Четыре павильона с товаром сгорели во время пожара на центральном рынке в Братске