«Умная школа» - это школа-парк, которую обещают построить в Иркутске в течение двух лет. Инициатором проекта стала Тина Канделаки, проектировщиками здания – архитекторы из Дании, а консультантами – московское бюро «Стрелка». Мы узнали, как «Умная школа» противостоит конвейеру образования, и почему архитектура способна учить наравне с педагогами.
Что такое «Умная школа»?
В 2011 году Тина Канделаки выступила с инициативой создания уникальной школы-кампуса «Умная школа», в которой будут вместе учиться дети из обычных семей и дети, оставшиеся без родителей. Проектирование школы началось в 2013 году в Иркутской области, и, как сообщали местные СМИ, место было выбрано неслучайно. Близость Байкала делает регион одним из наиболее перспективных туристических направлений после Москвы и Санкт-Петербурга.
Благотворительный фонд «Новый дом» полностью финансирует проект стоимостью 3,5 миллиарда рублей, средства из государственного бюджета привлекаться не будут. Образовательный комплекс будет состоять из посёлка для проживания семей с приёмными детьми, детского сада на 200 человек, здания начальной школы на 360 детей, здания старшей школы на 480 учеников, спортивного и культурно-досугового комплекса, медицинского центра. «Умная школа» рассчитана на 1 тысячу учеников. Процент учащихся детей, оставшихся без родителей, составит примерно 15% от общего количества учеников. Образовательный комплекс будет построен на берегу Ангары на участке площадью в 20 гектаров между улицей Байкальская, Чертугеевским заливом и границей города Иркутск.
Главным результатом «Умной школы» должна стать образовательная организация нового типа. Как сообщают сами организаторы, это - «школа жизненного выбора», где дети с различным жизненным опытом будут социально адаптироваться и учиться ответственности. Школа должна формировать деятельных, инициативных и творческих людей, которые осознают, что их жизни – в их руках.
Пять основных принципов «Умной школы»:
- Природный урбанизм. Архитектура и интерьер школы – взаимодополняющие и равноценные компоненты, которые день за днём развивают у ребёнка эстетическое восприятие;
- Окружающий мир. Школа формирует бережное и ответственное отношение к окружающей среде;
- Сделай сам. Всё пространство школы – это лаборатория, где ребёнок получает знания не только из учебников, но и через эмоции и опыт;
- Проекты для города. Школа открывается для города и её жителей, поэтому спортивный и культурно-досуговый центр будут доступны всем желающим в определённые дни;
- Отзывчивое пространство. Учебные помещения не будут узко специализированы и привязаны к школьным предметам.
Основные этапы проекта
Организаторы «Умной школы» уже установили примерные сроки реализации проекта. В 2016 году будет идти подготовка к строительству, разработка проектной документации и образовательных программ. В 2017 году будет проходить строительство, разработка нормативно-правовых документов, набор, обучение и повышение квалификации сотрудников. В 2018 году планируется уже набрать и заселить семьи с приёмными детьми и открыть весь образовательный комплекс. В 2019 году начнёт работу ресурсный центр для приёмных семей города. Однако, как отмечает руководство «Умной школы», гнаться за сроками в ущерб качеству никто не собирается.
Кто и как будет учить?
Представители министерства образования Иркутской области отмечают, что подобный проект – это огромная ответственность и огромный масштаб работы. Они обещают, что с их стороны будут привлечены лучшие сотрудники региона для обучения детей, и эта новая образовательная среда заставит мыслить по-другому не только учеников, но и учителей. Предполагается, что «Умная школа» станет платформой для педагогического развития.
Каждый ученик – это индивидуальность, поэтому в школе будет как «урочная» деятельность, так и проектная, разработанная под разные типы интеллектов. Здание будет также спроектировано с учётом разнообразия характеров и индивидуальностей учащихся. В образовательном комплексе будет три площади: площадь наук, площадь собраний, площадь мастерских. Занятия могут проходить на свежем воздухе практически круглый год, вдоль здания установят защитные козырьки, под которыми можно укрыться от снега или дождя.
Как архитектура может учить?
В интервью порталу «Мослента» генеральный директор компании «Умная Школа» Марк Сартан заявил, что существующие в России здания школ напоминают заводы, где, как с конвейера, выпускают учеников. «Равномерное распределение одинаковых окон, единый вход-портал, одинаковый размер классных комнат, прямые пустые коридоры, неизменность плана всех этажей, монотонные цветовые решения. Это все признаки производства, это фактически завод по производству человеческого материала методом конвейерно-групповой обработки. Знаменитый клип Pink Floyd — «We don't need no education» из фильма «The Wall» блестяще раскрывает эту метафору школьного конвейера», - цитирует издание слова Сартана.
По мнению главы проекта «Умная школа», здание школы нового поколения должно менять структуру. В современной школе должно быть много входов и выходов, она должна быть прозрачна, зонирована и окрашена. «Мы говорим о вариативности, то есть о выборе, о развилках на пути этого выбора, об образовательном маршруте. Мы говорим об индивидуализации образования, о том, что там есть общественные пространства», - сообщает Сартан.
Как будет выглядеть «Умная школа»?
Руководство «Умной школы» объявило о конкурсе архитекторов на создание проекта образовательного комплекса. Участвовавший в работе экспертной комиссии Марк Сартан рассказал о его проведении: «Когда мы поставили задачу, что архитектура должна учить наравне с педагогами, мы поставили перед собой и другую задачу - привлечь к созданию проекта лучших архитекторов мира, которые смогут выразить эту идею. Был объявлен конкурс, и, скажу сразу: строительство парка возле Кремля не привлекло столько сильных участников со всего мира. И это настоящая гордость, когда Иркутск выигрывает у Москвы, а строительство школы – у развлекательного парка».
В конкурсе на разработку архитектурной концепции «Умной школы» участвовало 30 международных компаний. В финал вышли три архитектурных бюро - Cebra из Дании, Architects Rudanko из Финляндии и Work architecture company из США. В июле компании отправились в Иркутск, чтобы познакомиться с площадкой и доработать проекты.
«В России реализуется один из самых масштабных в мире проектов в архитектуре образовательных комплексов. Для России этот проект – как проектирование штаб-квартиры Google для Америки. Лучшие архитектурные команды предложили нам прорывные идеи, и жюри действительно было из чего выбирать», – цитируются на сайте «Умной школы» слова члена жюри конкурса и инициатора проекта Тины Канделаки.
В августе победитель конкурса был определён, им стала датская компания Cebra, которая представила проект школы в форме круга. По словам главного архитектора Cebra Флеминга Свендсена, круг символизирует единство людей и вовлекает всех учащихся в процесс обучения.
«Этим проектом мы были очарованы больше всего, потому что это – настоящая архитектура, та, которая рассказывает историю», — заявил Марк Сартан.
Сами архитекторы из Дании горды участием в проекте. Флеминг Свендсен отметил силу идеи «Умной школы»: «Когда мы прочли программу, мы были потрясены, мы подумали, что это уникальная возможность воплотить прекрасную идею в жизнь. Раньше школы выглядели как коридорные здания с разделёнными комнатами для занятий. Но у каждого ребёнка своя скорость обучения, свой путь, поэтому мы обратились к разнообразным пространствам вместо раздельных классов, где ученики должны сидеть и пассивно слушать учителя. Я думаю, вместе с нашими партнёрами у нас есть отличный шанс сделать настоящую школу будущего».
Идея круга – это идея вовлечения всех в процесс обучения, это место, где все люди собираются вместе. По словам Свендсена, эта задумка восходит к лагерным кострам и небольшим деревням, построенным в форме круга.
Один из главных вопросов – как же такое «европейское» здание с обилием стеклянных окон будет функционировать в сибирском городе? Флеминг Свендсен заверил, что над этим вопросом датские архитекторы будут работать вместе с российскими специалистами: «В Дании мы также встаём перед вопросом: хотим ли мы большие окна и потери в теплообеспечении? Но для качественного пространства большие окна предпочтительнее, ведь чем лучше свет, тем лучше ученики видят, тем лучше они учатся. Нам предстоит большая работа с русскими партнёрами, чтобы адаптировать этот проект к сибирским условиям».