На этой неделе шимпанзе Лея из Иркутской зоогалереи отметила свой 12 день рождения. А еще через несколько дней зоопарк отметит свою дату, связанную с Леей, — 7 лет с того момента, как эта славная девочка приехала в Иркутск. О том, как Лея появилась в зоогалерее, какой у нее нрав и что она любит больше всего, корреспонденту «ИрСити» рассказала руководитель зоопарка Людмила Ивушкина.
— Поработать с шимпанзе нам хотелось всегда, но мы и мечтать не могли, что это когда-то случится. Не было такого, чтобы мы всеми силами старались заполучить эту обезьяну, потому что понимали — идея слишком сумасбродная, сложная и почти невыполнимая финансово. Шимпанзе очень дорогие, прямо очень. Но, видимо, Вселенная нас подслушивает, и случай подвернулся, — отмечает Людмила.
Однажды владельцам зоогалереи пришло известие о том, что цирк шапито продает молоденькую девочку-шимпанзе. Она не смогла работать в цирке, так как отказывалась подчиняться командам. Обычно к шоу обезьян готовят с младенчества, а Лею вывели на арену практически в пять лет. К тому моменту у нее уже был свой характер и гордый нрав, так что выполнять чужие приказы Лея не стала.
— Она просто отказывалась понимать, чего от нее требуют и что надо делать. Хотя она дружила с хозяином цирка, любила его и он ее тоже, но действовать по чьей-то указке Лея категорически не хотела. В итоге, чтобы хоть как-то оправдать ее жизнь в цирке, обезьяну выносили на арену, она сидела за столиком и ложкой ела йогурт, потом качалась на качелях, а затем ее уводили обратно, — продолжает Ивушкина.
Через несколько месяцев и множество тщетных попыток договориться с Леей, хозяин решил ее продать. Руководитель Иркутской зоогалереи говорит, что предложение было очень выгодным: ни до того дня, ни после она больше не встречала подобных. Так что коллектив зоопарка кинулся собирать деньги. Перевели хозяину цирка задаток и попросили немного подождать, когда соберется необходимая сумма. Думали даже брать кредит, но обошлось без него.
— Мой муж Вадим полетел в Москву оформлять все документы и забирать ее. В то время шапито как раз давало представления где-то в Твери или Тамбове, уже не помню. Привезти нашу девочку оттуда помогли сотрудники московского зоопарка. Там Вадим доставил Лею до самолета, и она прилетела в Иркутск, — вспоминает Людмила Ивушкина.
Собеседница рассказывает: встреча была на удивление теплой, несмотря на то, что Лея увидела новых для нее людей.
— Как только я открыла дверцу клетки и попыталась ее вытащить, протянула к ней руки, Лея бросилась ко мне, обняла, прижалась, вцепилась в меня, и так я ходила с ней на руках первые несколько часов. Ей было страшно в полете, ведь она была, по сути, еще совсем ребенком. И вот с тех пор у нас такие теплые отношения, — делится Ивушкина.
Поначалу Лея воспринимала Людмилу как мать. Но потом у нее началось активное взросление, переходный период и все его «прелести». С тех пор Людмила для Леи больше как подружка и надежный компаньон.
— Когда Лея прилетела к нам, у нее был белый хвостик прямо у основания попы. И вот через некоторое время я стала замечать, что этот пучок редеет, волос становится всё меньше и меньше. Сильно переживала, что нашей девочке не хватает чего-то в организме, а потом узнала: выпадение этого хвостика — признак созревания. В большой обезьяньей семье с помощью этой метки определяют ребятишек, которым еще многое позволено. Если обезьянка начинает беситься, ходить по головам родителей или отбирать у кого-то еду, взрослые особи смотрят, есть ли хвостик. Если есть, то ребенка не трогают и не наказывают, потому что он еще мал. А если хвоста нет, то разговор другой. Вот такая система воспитания у шимпанзе, — подмечает интересный факт Людмила Ивушкина.
Выпадение этого самого хвостика совпадает с перестройкой всего организма и изменениями в характере. Собеседница вспоминает, что как только у Леи выпал пучок белых волос, она как по щелчку пальцев стала взрослой и перестала вести себя как ребенок. С тех пор она больше ни разу не залезала на ручки к Людмиле, теперь ходит либо под руку, либо просто рядом.
Чуть позднее у Леи установился обычный женский цикл, она окончательно повзрослела.
— С тех пор мы с ней как подруги, Можем посидеть, «поговорить», я у нее что-то в шерсти поищу, она у меня переберет все волосы, уши почистит. Это нормальные обезьяньи взаимоотношения. Мы с ней обнимаемся от души, ей эти тактильные ощущения важны, нравятся. А если я долго не прихожу, Леечка обижается, расстраивается. Так что возвращаясь из всех дальних поездок, я сразу бегу к ней в первую очередь, — сообщает Ивушкина.
Кстати, у самок шимпанзе, точь-в-точь как у людей, есть не только женский цикл, но и ПМС. Каждая особь переносит его по-разному. Лея, например, становится раздражительной, несговорчивой и капризной. Истинная женщина.
Лея очень любит подражать своим людям во всем. Людмила говорит, что обезьяна считает себя таким же человеком, как и окружающие. Поэтому повторяет за ними то, что видит. А вот других шимпанзе, которых Лея видит в познавательных роликах, она не воспринимает и не понимает.
— Мы с ней много видео про обезьян смотрели. Она глядит спокойно, равнодушно, не понимает, кто это такие, о чем они кричат и чем занимаются. Ей совершенно неинтересно. А вот смотреть за людьми и повторять их действия — это для нее абсолютный восторг, — смеется Людмила.
Логика Леи проста: раз человек делает уборку каждый день, значит это хорошо и правильно, значит и она должна делать точно так же. Поэтому шимпанзе с удовольствием отбирает у персонала тряпки и швабры, моет стекла вольера или полы. Для нее все эти нехитрые бытовые предметы — не меньше, чем сокровища.
Еще, как рассказывает Людмила, Лея очень любит строительные инструменты: знает, как обращаться со шпателем, обожает разглядывать саморезы и гвозди, не прочь поработать плоскогубцами или отверткой. Правда потрогать всё это богатство ей удается нечасто: все-таки инструменты могут причинить вред как самой Лее, так и окружающим.
— Убираться-то она любит, а вот чистоту — нет. Когда у нее в вольере тщательно убираются, ее это страшно бесит. Люди приходят, трогают ее вещи, переставляют игрушки, убирают какие-то запрятанные вкусняшки. Но это в принципе для животных зоопарка большое горе и стресс. Они же метят территорию, создают для себя уют в том виде, в каком они его понимают, а потом приходят люди и всё рушат, — подчеркивает Людмила Ивушкина.
Так что после каждой уборки Лея делает свою: в ярости забегает из отгонки в вольер, бегает по нему, разбрасывает игрушки и грохочет всем, чем можно. Людмила говорит, что грохотать для шимпанзе важно. Так они справляются со стрессом, а еще — указывают на свое место в иерархии, демонстрируют силу и свою значимость. Так что вольер Леи полон разных громких игрушек и предметов.
Также Людмила поделилась еще одним интересным фактом про Лею: оказывается, эта своенравная девушка — вегетарианка.
— В природе шимпанзе — мясоеды, белок составляет примерно 30% от их рациона. В дикой природе они даже могут стаями охотиться на некрупных животных. Зная это, мы стали предлагать Лее мясо. И как же мы удивились, когда она отказалась. Она не ест белок практически никакой: ей не нравится мясо, курица, рыба, она отказывается от яиц. Единственная белковая пища в ее рационе — молочка. Творожки и йогурты Лея обожает. Так что когда она у нас еще росла и набирала вес, приходилось подкармливать ее белковыми коктейлями для бодибилдеров, — делится Людмила Ивушкина.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте все самое интересное и важное из жизни региона первыми.