Авто Зачем нам ЭРА-ГЛОНАСС?

Зачем нам ЭРА-ГЛОНАСС?

Большинство массовых производителей приняли новые правила и внедряют систему ЭРА-ГЛОНАСС на своих машинах

Вот так выглядит кнопка активации системы ЭРА-ГЛОНАСС у нового Nissan Murano, который одним из первых среди кроссоверов получил новый гаджет в базовой комплектации за полгода до обязаловки.

Как работает ЭРА-ГЛОНАСС

Пусть с виду это всего кнопка, внутри модуля ЭРА-ГЛОНАСС находится акселерометр (для измерения ударных перегрузок), спутниковая антенна, GSM-модуль с 3G-модемом, динамик, микрофон, дополнительный аккумулятор и, естественно, небольшой компьютер.

В случае нештатной ситуации есть два способа послать сигнал бедствия. Первый — нажав кнопку SOS, которая у того же Murano закрыта крышечкой (в отличие от Lada Vesta, где нажать кнопку можно случайно).

Устройство поймает сигнал любого оператора в регионе и свяжет напрямую с колл-центром, а тот, в случае необходимости, передаст сигнал адресату, будь то скорая помощь, полиция или МЧС. Естественно, ЭРА-ГЛОНАСС заточена на оповещение о серьезных авариях, и досадные мелочи, вроде «кончины» топлива или спущенного колеса ее, не касаются. Но в будущем может появиться и опция вызова «мужа на час», правда, уже за доплату.

Второй способ оповещения — автоматический, когда сработал либо штатный акселерометр системы, либо подушки безопасности автомобиля. В этом случае сигнал уйдет операторам по умолчанию, и те запросят голосовую информацию о количестве и состоянии пострадавших, а при отсутствии ответа передадут весть службам спасения.

ЭРА-ГЛОНАСС удобна по двум причинам. С одной стороны, в критической ситуации она позволяет не ломать голову вопросом, как вызвать скорую с сотового телефона (чаще всего это номер 112, но в панике можно и не вспомнить). При этом вас соединят со специализированным колл-центром, который занимается ДТП, а не всем сразу, включая спасение зависших на деревьях кошек. Второй плюс — это автоматическая передача данных об автомобиле (VIN, тип) и точных координат аварии, что в случае с междугородними трассами является большим подспорьем для спасателей.

При отсутствии сигнала устройство сделает несколько попыток связаться с колл-центром. За счет аккумулятора примерно час оно может функционировать при вышедшей из строя бортовой сети.

Наконец, посланный устройством сигнал можно запротоколировать, и если пострадавший погиб вследствие долгого прибытия помощи (на это есть нормативы), этот аргумент можно подтвердить в суде.

Почему напряглись производители

BMW уже заявила о прекращении в 2017 году поставок некоторых моделей и модификаций из-за обязательности ЭРА-ГЛОНАСС, правда, речь о нишевых для России вариантах, вроде купе, кабриолетов и минивэнов. Тем не менее BMW вряд ли будет единственной компанией, которая критически оценит свой модельный ряд.

Само по себе устройство ЭРА-ГЛОНАСС стоит порядка 7–15 тысяч рублей, однако для малотиражных моделей львиную долю увеличения цены спровоцируют расходы на сертификацию.

Получать документы нужно как на радиоэлектронику ЭРА-ГЛОНАСС, так и на сам автомобиль, причем проведя два краш-теста (фронтальный и боковой) в России. Другими словами, распространенная практика использования европейских «крэшей» не поможет — бить нужно заново. Значит, окупать ЭРУ будут только российские продажи моделей, а они пока ниже ожиданий. К слову, подобных систем пока нет нигде в мире, и даже в продвинутой Европе аналог ЭРА-ГЛОНАСС заработает лишь через два года.

BMW оценила разработку системы в 250 тысяч евро из расчета на одну модель, что может быть оправдано для массовых автомобилей, но не штучных.

Производители, заточенные на нишевые и мелкосерийные модели, обращались к властям с просьбой сделать поблажки или отсрочить внедрение системы, но получили отказ.

Собственно, если автомобиль имеет одобрение типа, то до истечения срока действия модель можно продавать в России. Но если одобрение закончилось, с 2017 года наличие ЭРА-ГЛОНАСС и всех сертификатов становится обязательным. BMW планирует завезти в Россию энное количество «безглонассовых» моделей, чтобы продавать уже в 2017 году, что будет в 2018 году — неизвестно.

Скорее всего, ряд компаний в самом деле откажется от поставок некоторых специфических моделей, а оставшиеся попросту подорожают, и чем меньше тиражность — тем больше будет наценка.

Впрочем, большинство массовых производителей приняли новые правила смиренно и внедряют систему ЭРА-ГЛОНАСС на своих машинах: ожидается, что в их случае увеличение цены составит порядка 15–20 тысяч рублей.

Риски ЭРА-ГЛОНАСС

Поможет ли ЭРА снизить смертность? В теории — да, потому что большая часть пострадавших в ДТП гибнет из-за позднего или некачественного оказания первой медицинской помощи. Иногда долгое ожидание не приводит к смерти, но существенно усугубляет последствия. Правило золотого часа гласит, что медики должны быть на месте не позднее указанного срока.

Однако насколько срок ожидания определяется трудностями с вызовом подмоги, а насколько — неумением других водителей оказывать первую медицинскую помощь и долгим сроком прибытия специалистов?

Скорее всего, эффективность ЭРА-ГЛОНАСС будет зависеть от типа ДТП. Например, столкновения в городе, как правило, провоцируют несколько звонков в службы спасения, да и с локализацией места событий проблем меньше.

Другое дело на трассах, особенно в малонаселенных местах или в ночное время. Здесь ЭРА-ГЛОНАСС в самом деле может быть большим подспорьем, тем более сотовые телефоны при аварии могут разлететься по салону и сломаться (смартфоны в этом смысле вообще уязвимы — разбил экран и готово). Собственно, для того и нужны краш-тесты автомобилей с ЭРА-ГЛОНАСС, чтобы убедиться — система выживет в аварии (правда, речь о столкновениях на умеренных скоростях, которые ближе к городским).

Остаются вопросы надежности канала связи. Скажем, ткнув в кнопку SOS у Nissan Murano, можно пообщаться с оператором, обязательно при этом извинившись и указав, что речь лишь о проверке работоспособности системы. Но пока машин с ЭРА-ГЛОНАСС немного, а в будущем очень важно, чтобы количество операторов росло пропорционально количеству машин.

Надежной ли будет электроника? Производят устройства ЭРА-ГЛОНАСС десятки российских и зарубежных фирм, и сертификация вроде бы исключает откровенное фуфло, однако как оно на самом деле — покажет лишь практика.

Опять же, хотя ЭРА-ГЛОНАСС очень либеральна в смысле типа связи (использует любого оператора), в России все еще есть места вне зоны доступа, в том числе на федеральных трассах, не говоря уже о проселках и прочем. Кстати, ЭРА-ГЛОНАСС работает и с GPS-сигналом, а не только ГЛОНАСС, но передачу данных осуществляет через модуль сотовой связи.

Впрочем, обратного пути нет, решения приняты, и с 2017 года все чаще и чаще мы будем отмечать наличие ЭРА-ГЛОНАСС в базовой комплектации новинок. Реальную эффективность стоит оценивать лет через 5–10 после внедрения, поскольку в ближайшие годы доля машин с ЭРА-ГЛОНАСС в 50-миллионном парке российских автомобилей будет ничтожна.

Артём Краснов
Фото: Фото Nissan

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Не хочешь — заставим: ответ депутату, который предложил закрепить законом статус «Глава семьи» за мужчиной
Екатерина Бормотова
Журналист оперативной редакции
Мнение
«Косых взглядов на себе не замечала». Иркутянка поделилась советами для тех, кто хочет отдохнуть в Дагестане
Марина Киселева
Мнение
«Мы тут надолго не задержимся». Молодая мама без прикрас рассказала о жизни в Березовом под Иркутском
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Полжизни подвергаются влиянию липкого налета»: действительно ли нужно чистить зубы дважды в день?
Лилия Кузьменкова
Мнение
«Чтобы пройти к воде, надо маневрировать между загорающими»: турист рассказал об отдыхе в Адлере с семьей
Александр Зубарев
Тюменец
Рекомендуем