Бизнес Маленький, но гордый бизнес репортаж Авиазавод в миниатюре. Как делают невероятные самолеты-амфибии — репортаж с производства

Авиазавод в миниатюре. Как делают невероятные самолеты-амфибии — репортаж с производства

Побывали на авиапроизводстве в Тюмени, которое уместилось в двух ангарах

Эти самолеты могут приземлиться практически где угодно

С виду небольшой ангар возле аэропорта Плеханово в Тюмени выглядит обычно и даже непримечательно. Но внутри расположился целый авиазавод в миниатюре. На небольшом производстве работают порядка 10 человек. За год здесь могут собрать всего два самолета. Но не совсем обычных. Речь про легкомоторные самолеты-амфибии от «Орион-Авиа», которые могут взлетать и садиться не только на землю, но даже на снег и воду. Как их изготавливают и кто покупает — в репортаже наших коллег из 72.RU.

«Я летчиком люблю отдыхать, а не работать»

Долгих раздумий по поводу выбора профессии у Сергея Карпова, казалось бы, особо не должно было быть. Его отец был летчиком и мог справиться с любым судном: от Ан-2 до Ту-134. В детстве будущий конструктор «Орион-Авиа» Сергей Николаевич обожал авиакружки, конечно же, мечтал пойти по отцовским стопам. Но так вышло, что стал нефтяником. Однако спустя годы всё равно осуществил мечту, но немного иначе.

— Я даже не жалею, потому что летать нужно, так сказать, для себя. Я летчиком люблю отдыхать, а не работать. Когда ты для себя летаешь, сам себе хозяин, а когда ты на работе, это уже немножко другое, — объясняет Карпов.

Позади Сергея Николаевича на карте отмечены все точки, где он побывал на самолете
Один «Орион» с 2012 года есть даже у тюменской авиабазы охраны лесов

Обучение Сергей Николаевич прошел в Тюменском авиационно-техническом спортивном клубе. А потом стал одним из создателей учебного центра для частных пилотов при Utair, прошел там переподготовку и до сих пор работает там преподавателем.

В начале 90-х Сергей Карпов работал в дельтаклубе. Там же и тренировался летать на спортивных самолетах, осваивая высший пилотаж. Но на дельтаплане далеко не улетишь, а путешествовать и видеть страну с высоты очень хотелось.

— Один наш товарищ тогда купил маленький самолет-амфибию самарский. А у нас уже было производство. И у меня возникло гениальное решение: сделать два гидросамолета собственной конструкции. Один продать, один себе оставить, потому что денег не было, а материалы на складе лежали. Но сделать для себя получилось только через 10 лет. И за деньги. Но с тех пор мы летаем на собственных самолетах, продаем собственные самолеты и даже иногда на них работаем, — говорит Сергей Николаевич.

Всё производство уместилось в двух ангарах
Этот самолет собран на 70%

Дорогое удовольствие

В год маленькая компания производит всего два самолета. Сейчас их стоимость порядка 25 миллионов рублей, поэтому иметь в своем гараже такой аппарат — удовольствие не из дешевых. При этом содержать самолет тоже очень дорого, поэтому нередко приобретают их туристические компании, частные фирмы, которые помогают авиалесоохране. Один «Орион» с 2012 года есть у тюменской авиабазы охраны лесов. Покупают «амфибии» и состоятельные люди, увлеченные рыбалкой и охотой. Но и они могут использовать их для работы, чтобы компенсировать расходы.

— Но никто на этом еще не разбогател. У нас говорят: в авиации стать миллионером, конечно, можно, если ты до этого был миллиардером, — шутит Карпов. — На нашем самолете, например, лучшие взлетно-посадочные характеристики, а у наших самарских одноклассников самолеты красивее, ну и дороже. Поэтому люди исходя из этого выбирают: если девушек катать, то лучше на самарском самолете, а если работать, то на нашем.

Базовая модель четырехместного самолета-амфибии СК-12 была разработана и собрана в 2002 году. С того момента эту модель и производит компания, лишь улучшая и дополняя уже сформировавшуюся базу.

Стоимость самолета СК-12 «Орион» сейчас — около 25 миллионов рублей
Всего на производстве работает около 10 человек

Вместо австрийского — китайское

Не обошлось и без проблем с подорожанием материалов и поставками. Австрийский двигатель фирмы Rotax, например, пришлось заменить на его полный аналог из Китая. А специальные шины, которые раньше легко поставляли из Америки, тоже просто так не закупить.

— Радиоэлектронное оборудование для легких самолетов у нас тоже не производятся, тоже приходится выкручиваться. Материалы, в общем-то, мы всегда использовали российские, поэтому тут никаких особенных трудностей нет. Самое основное — это двигатели, конечно, — объясняет Сергей Николаевич.

Китайский аналог австрийского Rotax в «Орион» на собственный самолет ставят впервые. Но, по словам Карпова, до этого такой они уже устанавливали при ремонте на один из самолетов лесоохраны. Такими же двигателями пользуются и конструкторы в Самаре. Однако главная сложность, по словам Карпова, в другом. Производить компания могла бы больше, но не хватает рук.

Этот двигатель мощностью 100 лошадиных сил производят в Китае. Он стоит больше двух миллионов рублей

— Дело в том, что как такового авиационного производства в Тюмени нет, кроме авиаремонтного завода, но ремонт — это несколько другой вид деятельности. Мы же делаем самолеты, условно, с нуля, из материалов стандартных: дюраль, стеклоткань, заклепки, болты и так далее. Я ездил на другие заводы, учился, потом учил людей, кто к нам приходил. Я не могу даже, например, объявление подать, что мне нужен клепальщик. Их в Тюмени мало. Либо ремонтный завод самостоятельно готовит, либо мы самостоятельно готовим. По остальным специальностям примерно то же самое. Потому что авиационное производство требует не столько высокой квалификации, сколько высокой ответственности. А таких людей надо поискать еще, — говорит Карпов.

Среди материалов, которые используют для изготовления фюзеляжа «амфибий»: стеклопластик, стеклоткань, эпоксидные компаунды. Остальное — дюраль. Это алюминиевый сплав, из которого делают крылья, хвостовое оперение и балку. Конечно, прежде, чем отдавать самолет покупателю, его десятки раз обследуют и тестируют. «Амфибия» может преодолеть 1200–1400 километров, а это минимум шесть часов полета. На своем самолете Сергей Карпов побывал в разных уголках России: Крыму, Тикси, на Таймыре, в Саянах, в Забайкалье. При этом он говорит, летать всегда страшно, но когда знаешь, кто производит, становится спокойнее.

— Постепенно привыкаешь к полетам, не доверял бы — не летал.

Так выглядит крыло от самолета, которое еще только собирают
Форма для изготовления части корпуса
Стеклоткань используют для фюзеляжа. Она прочная и легкая

Раньше недалеко от Антипина производили двигатели для самолетов, которые использовались по всему СССР — Ан-24, Ан-26, Ан-30. На заводе делали и компоненты для военных МиГ-29 и Су-24, и ракетные двигатели. Сейчас там перешли на ремонт двигателей для нужд нефтегазовой сферы и собственное производство деталей для них. Посмотрите, как выглядят монументальные цеха, и почитайте о людях, которые там трудятся. В предыдущем материале рассказывали о компании, которая делает вездеходы. На одном из них успел прокатиться Дмитрий Песков на Чукотке. Снегоболотоходы «Хищник» могут свободно передвигаться по глубокому снегу, вязкому болоту и даже плыть по воде. В месяц компания производит всего около семи машин. Прочитайте, как появился «Хищник» и какой он в деле. Также рассказывали про завод «Стеклотех» под Тюменью. Это единственное предприятие стеклотары в УрФО. Мы побывали на производстве и узнали, как делают самые экологичные упаковки из стекла.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Такой же хаос на грани безумия». Иркутская туристка в ужасе от того, что Большое Голоустное превращается во вторую Листвянку
Алёна Кашпарова
журналист ИрСити
Мнение
Роллы, солнце, тополя. Как за три дня читинка влюбилась в Иркутск
Любовь Никитина
Мнение
«Чем чаще уезжаю, тем больше его люблю». Иркутянка ответила всем хейтерам города
Анонимное мнение
Мнение
«На платеж будет уходить больше половины зарплаты». Ангарчанка рассказала, как решилась на ипотеку с безумными процентами
Алина Ринчино
журналист ИрСити
Мнение
Без грязи, попрошаек и назойливых продавцов. Туристка влюбилась в Бруней после нескольких дней отдыха — почему
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления