Я помню поселок Большое Голоустное еще таким, когда в нем не было ничего туристического. Это было обычное поселение на берегу Байкала, где можно снять жилье в деревянном доме, сходить в местный деревенский магазин. Правда, кафе «У Михалыча», кажется, существовало всегда. Оно давно уже не монополист. И это как будто символ того, как тихое Большое Голоустное превратилось за несколько лет во вторую шумную Листвянку.
Мало, наверное, кто сейчас помнит, но на заре создания (17 лет назад!) туристских особых экономических зон Большое Голоустное вместе с горой Соболиной в Байкальске входило в состав проекта «Ворота Байкала». А потом, в 2016 году, Большое Голоустное исключили из него, посчитав бесперспективным. Ни инфраструктуры, ни нормальной дороги — Голоустненский тракт был гравийным, — ни того, на что можно посмотреть. Так тогда считали.
Не прошло и десяти лет, как Большое Голоустное изменилось кардинально. Первые кафешки встречают отдыхающих уже на въезде в поселок. Они красивые и стильные. Как и многочисленные гостевые домики — и не только те, что строят на федеральные деньги. Они выросли в поселке буквально за последние два года. В этом году появился супермаркет. Есть вагончики с кофе и стритфудом. Строится еще какое-то здание, пока непонятного назначения, но из излюбленных ныне стекла и сэндвич-панелей.
Про Голоустненский тракт уже давно известно, что он заасфальтирован. Да, там есть участок в ужасном состоянии, но признаем честно: это мало кого останавливает сейчас. Люди ругаются, но едут. Нынче летом заасфальтировали даже улицу Кирова — именно по ней надо двигаться в сторону тропы на Сухое озеро, которое тоже стало мейнстримом.
Со стороны всё это кажется прекрасным. Развитие — это всегда здорово. Я против этого и не выступаю. Но, как всегда, дьявол кроется в мелочах. Какая самая большая претензия к Листвянке? Хаос. Большое Голоустное, несмотря на то, что пространства в нем, в отличие от «более опытного» собрата по туризму, гораздо больше, как будто движется к этой же истории.
Я сейчас пытаюсь выдержать какой-то объективный взгляд на то, что происходит в поселке. Но нутро мое кричит, что здесь уже воцарился такой же хаос на грани безумия, и Большое Голоустное становится второй Листвянкой.
Почему? Пойдем по пунктам.
Начнем с того, что в Большом Голоустном стало очень много людей. И каждый, естественно, хочет довезти себя как можно ближе к морю, не желая ходить пешочком. Потому в хорошие дни здесь прямо на галечном берегу Байкала — на том небольшом участочке за храмом — ровными рядами встают автомобили. В очень хорошие дни — прямо в два ряда.
И с одной стороны, это моя любимая история про наплевательское отношение к природе со стороны самих туристов, с другой — в Большом Голоустном нет никакой парковки (кроме крошечной в районе начала тропы на Сухое озеро в 4 километрах от поселка). Автомобили действительно просто некуда ставить.
Там, где много людей, там и куча мусора. Мусорных контейнеров, рассчитанных на такой поток туристов, в поселке, естественно, нет. Они вообще только на местных ориентированы. Уже сейчас на берегу видны следы человека отдыхающего, я думаю, что рано или поздно мы придем к тому, что всё будет завалено мусором. Вспомним тут опять же Листвянку, где вдоль набережной стоят урны, но их явно недостаточно, они в сезон постоянно переполнены.
Новая застройка в Голоустном уже бросается глаза. С одной стороны, это современные быстровозводимые домики, с другой — такое ощущение, что ставят их кто во что горазд. Есть у меня смутное ощущение, что натыкают их на всех свободных площадях, как на Теплых озерах на Снежной. И вместо просторного поселка мы получим изможденную территорию. Потому что как будто это всё происходит неконтролируемо. Такое впечатление, по крайней мере, создалось у меня от последнего визита в поселок.
В Листвянке, кстати, хотя бы есть туалеты. Пусть платные, но есть. В Голоустном пока нет, и это тоже большая проблема. Куда справлять нужду? Если только в кафешки проситься. А куда уходят отходы жизнедеятельности человека из этих кафешек — это тоже большой вопрос.
Собственно, много еще можно о чем сказать. Глобально мы получаем историю о том, как мы теряем еще одно место на Байкале. Потому что привлечение большого потока туристов на базу простого поселка без попытки развить специализированную инфраструктуру — это путь в никуда. А меж тем в Большом Голоустном, напомним, собираются создать туристический кластер к 2026 году. Правда, у меня подозрение, что под «туристическим кластером» понимается только строительство модульных отелей. И ничего более.