В отличие от своего коллеги Вити Лучкина Байкал я люблю самой нежной любовью и готова обследовать его окрестности хоть каждые выходные. Но соглашусь с ним в части потребительского отношения к озеру — в минувшие выходные наблюдала своими глазами иллюстрацию к этим умозаключениям. Сейчас обо всём расскажу поподробнее.
Очень здорово, когда есть возможность уехать на Байкал подальше, куда массовый турист не добирается, но для работающего человека, коим являюсь и я, это сделать в условиях коротких выходных нереально. Потому до своего законного отпуска выбираю маршруты одного-двух дней. Как правило, все они, конечно же, находятся в окрестностях популярных мест.
Так случилось и в этот раз. В жаркую субботу, когда Иркутск плавился от летнего зноя, я сбежала в Большое Голоустное, где было довольно-таки свежо. И, конечно, знала, что от Голоустненского мыса в сторону Свято-Никольской церкви берег будет традиционно заставлен автомобилями в два ряда (а я застала еще времена, когда в Большое Голоустное почти никто не ездил!), а сосновый лес в сторону Сухого озера — палатками.
Я ничего не имею против палаточного отдыха. Напротив, мне это близко. Сон в палатке — лучший по качеству сон, что у меня бывает. Всегда превосходно, когда твой лагерь не стоит на голове у соседей, но если другого варианта нет, то и это терпимо. Но я искренне ничего не понимаю в отдыхе некоторых современных диких во всех смыслах туристов. Может быть, сейчас романтизирую, но в еще в моем детстве дикарями были созидатели. Они с трепетом относились к природе и стремились к ней, чтобы вобрать в себя красоту окружающего мира.
Когда я собираюсь уехать на выходные на природу, говорю, что бегу на воздух. Мне нужно хотя бы на время оторваться от суеты и шума города, услышать пение птиц, шум волн, шелест деревьев. Мне хочется ощущать прикосновения ветерка, запахи леса и запечатлевать глазами великолепные виды. Это то, что дает природа. Всё остальное я могу получить в черте города, выехав на ближайший речной берег.
Это и музыка кто во что горазд (о вкусах не спорят, я лишь о громкости), и «газующие» звуки, и мусор вокруг. Вот эти элементы городского существования я в полной мере получила в субботу в Большом Голоустном, пока продвигалась в сторону Большой Байкальской тропы. И, честно говоря, все эти 15 минут по сосновому лесу, утыканному палатками, я думала только одну мысль: «Ну как же вы все бесите!»
Потому что воздух разрезал оглушительно раздражающий звук остервенело наворачивавшего круги гидроцикла, потому что без конца нужно было уворачиваться от квадроциклов — там пешком по всему лесу максимум 30 минут, в чем смысл использовать транспорт для передвижения, потому что то тут, то там валялись окурки, фантики, упаковка и все прочие отходы жизнедеятельности, которые почему-то отдыхающим так трудно убирать за собой.
У меня, правда, было ощущение, что я уехала из города и попала другой город с таким же шумом. О каких птичках и шелесте деревьев может в таких условиях идти речь? Этих птичек просто всех распугали, и всё. Но и нервную систему самих отдыхающих как угнетало шумовое загрязнение, так и угнетает за 120 километров от города. И нет, это не особенности тонкой душевной организации, это физиологические процессы, общие для всех.
Слава богу, что лесная дорога в Голоустном упирается в узенькую пешеходную тропу, куда вездесущим квадроциклам хода нет. Слышать всю эту звуковую вакханалию я перестала, когда уже было пройдено значительное расстояние. И то отзвуки долетали, но они уже не мешали отдыхать ушам и голове. И это такое наслаждение: оказаться наедине с природными гармоничными звуками. Ради этого действительно стоит ехать в дальние и не очень дали. Зачем снаряжаться в этот путь, чтобы снова оказаться в шуме и гаме, для меня загадка. И да, именно о таких диких туристах вспоминают представители турбизнеса, когда говорят о том, что именно они вредят Байкалу.
Как вы относитесь к отдыхающим в палатках?
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.