Иркутский областной суд прекратил уголовное дело в отношении 35-летнего уроженца Зимы Алексея Дьяченко — одного из 19 мужчин, оказавшихся на скамье подсудимых по обвинению в массовых беспорядках в ИК-15 Ангарска в 2020 году. Решение принято, поскольку он умер. Об этом стало известно 17 октября на заседании суда.
Напомним, 19 сентября в судебном заседании был объявлен перерыв из-за болезни Дьяченко: мужчину направили на лечение в стационар при ИК-6. Врачи учреждения выявили у фигуранта дела онкологическое заболевание, которое требовало лечения в условиях онкодиспансера. Состояние Дьяченко при этом ухудшалось и становилось опасным для жизни.
В конце сентября судебное производство в отношении Алексея Дьяченко было приостановлено, его выпустили из-под стражи по рекомендации врачей.
На судебном заседании 17 октября выступила мама Алексея Дьяченко — ее пригласили как близкого родственника подсудимого, чтобы женщина высказала свою позицию о прекращении уголовного дела в отношении ее сына. Родственница мужчины выступила с пронзительной речью, отметив, что Алексей должен был выйти на свободу через две недели после событий в ИК-15, в итоге эти «14 дней превратились в два с половиной года пыток, издевательств и унижений», который и привели его к тяжелой болезни.
— Мой сын умер невиновным человеком, и у вас не будет возможности доказать обратного, — сказала она, выступив за прекращение уголовного дела.
Напомним, Алексея Дьяченко обвинение называло одним из неформальных руководителей обособленной группировки, которая якобы сформировалась в ИК-15. В колонии он отбывал срок по приговору Ленинского районного суда Иркутска. Согласно документу, опубликованному в судебной базе, мужчина вместе с подельником угнал автомобиль, а затем бросил его, после чего, будучи пьяным, ограбил торговый павильон на остановке «Жукова» в Иркутске II. За это Алексея Дьяченко приговорили к трем годам в колонии строгого режима.
Бунт произошел в колонии строгого режима в Ангарске вечером 10 апреля. Как сообщили тогда в ГУФСИН, осужденные накануне напали на сотрудника штрафного изолятора. Затем стало известно, что на территории колонии подожгли несколько зданий. Общая площадь пожара составила 30 тысяч квадратных метров, сгорели восемь зданий, среди них — четыре производственных цеха, пожарная часть, учебный цех и подсобные помещения.
При разборе завалов на территории промзоны колонии был найден повешенный заключенный.
К утру 11 апреля ГУФСИН заявило, что обстановка находится под контролем. СКР возбудил уголовное дело по статье 321 УК РФ (дезорганизация деятельности исправительного учреждения). После бунта около 300 заключенных перевели в следственный изолятор для проведения следственных действий. Часть людей, содержащихся в ИК-15, перевели в другие колонии, более 800 человек остались на месте.
Судебный процесс начался 14 июля 2023 года, мы вели его текстовую онлайн-трансляцию, так же как и с заседания 22 августа, когда свою версию событий озвучила сторона обвинения. С 29 августа заседания проходят в условиях СИЗО-1, прессу и общественников пустили на них с 7 сентября. На заседании 7 сентября допросили двух осужденных, признанных по делу потерпевшими, затем 13 сентября рассмотрели несколько ходатайств от подсудимых, в том числе об отводе судебной коллегии и возвращении дела в прокуратуру, а также допросили представителя базы материально-технического снабжения ГУФСИН по Иркутской области, признанной по делу потерпевшей стороной.
Мы подробно изучили криминальную биографию каждого из предполагаемых организаторов бунта.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.