В суде по делу о бунте в ангарской колонии № 15, который произошел в 2020 году, начали допрашивать подсудимых, — это случилось спустя год, после старта процесса. Первым показания дал Сергей Зырянов, которого обвиняют в том, что во время беспорядков он запустил камень в голову начальника ГУФСИН по Иркутской области Леонида Сагалакова. Об этом корреспонденту «ИрСити» рассказал правозащитник Петр Курьянов, присутствовавший на заседании суда 30 июля.
Бунт произошел в колонии строгого режима в Ангарске вечером 10 апреля 2020 года. Как сообщили тогда в ГУФСИН, осужденные накануне напали на сотрудника штрафного изолятора. Затем стало известно, что на территории колонии подожгли несколько зданий. Общая площадь пожара составила 30 тысяч квадратных метров, сгорели восемь зданий, среди них четыре производственных цеха, пожарная часть, учебный цех и подсобные помещения. При разборе завалов на территории промзоны колонии был найден мертвый заключенный, позже стало известно, что он покончил с собой. К утру 11 апреля ГУФСИН заявило, что обстановка находится под контролем.
По версии обвинения, именно после того, как в голову Сагалакову прилетел камень, сводный отряд ГУФСИН начал подавлять бунт. До этого между сторонами велись переговоры. Бывший замначальника оперативного отдела ИК-15 Ангарска Станислав Михеев во время допроса заявил, что видел, как в голову главе ГУФСИН по Иркутской области прилетел камень, запущенный именно Зыряновым.
Во время допроса 30 июля Сергей Зырянов признал свою вину и выразил готовность принести извинения Леониду Сагалакову, рассказал Петр Курьянов.
— Но, по сути, он озвучивал будто отрепетированный текст показаний. По остальному он отказался говорить, сославшись на статью № 51 Конституции РФ (она предусматривает, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого. — Прим. ред.), — прокомментировал он. — Кто-то из других обвиняемых потребовал озвучить показания Зырянова, которые он давал на предварительном следствии, и оказалось, что они несколько разнятся со словами, сказанными им на суде.
На предварительном следствии Сергей Зырянов сообщал, что за камень схватился на эмоциях после того, как толпу осужденных обдали водой из брандспойта, но бросил его не в сторону трибуны, где стояли сотрудники колонии и ГУФСИН, а в сторону одного из зданий общежития.
— На мой взгляд, доказательств того, что Зырянов кидал камень именно в сотрудников, не прозвучало. Он еще сказал, что один из осужденных говорил ему ничего не кидать, а также что камни бросали и другие люди. Установить в таких условиях, чей камень попал в Сагалакова, нельзя, — считает Курьянов.
Напомним, судебный процесс начался 14 июля 2023 года. С 29 августа заседания проходят в условиях СИЗО-1, прессу и общественников пустили на них с 7 сентября.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.