Криминальная хроника знает немало случаев, когда серийных преступников удавалось найти спустя много лет после того, как они начали свою «деятельность». Одним из таких маньяков был Павел Шувалов из Тулуна. Впервые он совершил изнасилование в 1991 году, а поймать его удалось только через 28 лет. За это время на его счету было 27 жертв, двух из которых он убил. Рассказываем, как следователи разыскивали опасного преступника и что с ним стало после вынесения приговора.
Семьянин и скандалист
Павел Шувалов был уроженцем Нижнеудинского района, но уже в раннем возрасте он вместе с семьей переехал в Тулун. Детство и юность будущего маньяка были непростыми. Отец Шувалова Сергей любил выпивать, злость от неустроенности своей жизни он вымещал на домочадцах, в том числе и на сыне.
Учиться Павел не любил, больше предпочитая уличную «школу жизни». Связавшись с плохой компанией, парень уже в восьмом классе стал фигурантом уголовного дела о краже. Поскольку он был несовершеннолетним, его отправили в колонию для несовершеннолетних, где он отбывал трехлетний срок. Там он получил специальность токаря, а после выхода из мест лишения свободы попал в советскую армию — служил в строительном батальоне в закрытом городе Северске в Томской области. Опыт отсидки в колонии для малолеток и армейская жизнь ничему не научили Шувалова, и уже на службе он снова попался на краже. В 1988-м его приговорили к двум годам лишения свободы.
Мужчина вышел из колонии незадолго до распада СССР. После выхода из мест не столь отдаленных устроиться в жизни и раньше было не просто, а после крушения старого строя и становления нового это стало еще сложнее. Постоянной работы у Шувалова не было, он побирался временными подработками, много времени проводил на улице и часто дрался. В одной из потасовок его сильно избили дубинками, и из-за этого на протяжении всей жизни Шувалова часто мучали головные боли.
Шувалов несколько остепенился после женитьбы. Его спутницей жизни стала студентка тулунского педагогического училища. В 1991-м они сыграли свадьбу, а уже через год в семье родился первенец. Спустя несколько лет у Шувалова появился и второй ребенок.
Внешне мужчина казался положительным человеком. Он устроился на работу — стал бульдозеристом на Азейском разрезе. Его называли исполнительным работником, который, правда, не был популярен в коллективе. А еще у него периодически возникали проблемы с дисциплиной, он часто скандалил на работе из-за зарплаты, уходил на длительные больничные. Правда, нуждающейся семью Шувалова назвать было сложно — супруга работала завучем в одной из местных школ. Так что деньги у них водились.
Павел Шувалов не был пьяницей, но выпить, конечно же, был не прочь. При этом вел он себя довольно адекватно (вспомним отца, который регулярно буянил под мухой). Соседи маньяка отмечали, что каких-то скандалов в семье не было, да и родня — супруга и дети — характеризовали Шувалова только положительным образом.
«Мужик обычный»
Первое преступление Шувалов совершил в 1991 году — примерно тогда же, когда женился. Изначально он редко совершал нападения, но затем стал искать жертв всё чаще. У Шувалова отточился образ действия: он нападал сзади, сгибом левой руки зажимал жертве горло, а правой приставлял нож. После этого он тащил ее в кусты или в какое-нибудь заброшенное здание. После насильственных действий он грабил пострадавших, а затем продавал ценные вещи на рынке. Всего Шувалов успел надругаться над 27 жертвами, среди них было пятеро несовершеннолетних. Возраст пострадавших — от 13 до 50 лет.
Долгое время дела об изнасилованиях в Тулуне, совершенных Шуваловым, не были объединены в единое производство, притом что в ряде случаев пострадавшие отмечали несколько характерных деталей — сильный запах солярки (иногда — вместе со спиртным) и очевидный лишний вес, которым обладал маньяк (Шувалов на момент задержания весил 150 килограммов). К тому же все нападения совершались в радиусе трех километров, внутри которого (ближе к северному краю) был вокзал, а почти в середине — автобусная остановка.
Первое убийство маньяк совершил в 2000 году. Уже позднее выяснилось, что Шувалов это сделал, потому что боялся быть раскрытым. Его жертвой оказалась знакомая, которая узнала нападавшего. Шувалов задушил ее. Второе убийство произошло в 2008-м — в этот раз жертвой оказалась соседка маньяка. Во время следствия Шувалов заверял, что это произошло случайно, но пять ножевых ранений на теле убитой говорили обратное.
Новый ход расследованию изнасилований в Тулуне был дан в 2014 году, когда на пост руководителя регионального следственного управления СКР пришел Андрей Бунёв. К тому моменту Шувалов стал очень расслабленным. Он нападал как бы между делом — то по пути на работу, то на вокзал, куда шел за билетом для сына. В некоторых случаях маньяк даже засыпал на своих жертвах после совершения полового акта.
В число подозреваемых Шувалов попал в 2019 году после совершения очередного изнасилования. Потерпевшая бросилась бежать и сумела скрыться от маньяка. Девушка обратилась в полицию, правоохранители просмотрели записи с наружных камер и увидели номер машины нападавшего. А еще в распоряжении следствия оказался генетический материал насильника.
К этому моменту расследованием уголовного дела об изнасилованиях в Тулуне занимался следователь Евгений Карчевский, который до этого со своей следственной группой работал над делом ангарского маньяка Михаила Попкова и академовских «молоточников».
Причастность Шувалова к этому преступлению удалось доказать хитрым способом. Полицейские вызвали его в отдел под предлогом дачи свидетельских показаний о драке, случившейся несколько дней назад. Шувалов рассказал всё, что знал, а знал он немного, а затем подписал протокол шариковой ручкой. Она была не простой, а стерильной — никто, кроме Шувалова, ею не пользовался.
— Мы придумали ход со стерильной авторучкой, чтобы убедиться: за рулем Mazda сидел именно маньяк, а не кто-то другой. Вскоре после задержания Шувалов начал давать показания о своих преступлениях. Двух жертв он убил — одну зарезал, вторую задушил. Но вину в убийствах он признает лишь частично: убивать не хотел — случайно. <…> Ему было безразлично. «Баба есть баба, чего ее слушать», — много раз повторял Шувалов на допросах, — рассказывал Карчевский.
Долгое время никто и не думал, что Шувалов мог быть причастен к совершению серии столь тяжких преступлений. Он был абсолютно ничем не примечательным человеком.
— У Шувалова внешность типичного мужчины из города Тулуна. Форма одежды, манера общения — типаж «мужик обычный». Он пройдет в толпе из нескольких десятков человек, вы на него даже внимания не обратите, — делился своими соображениями следователь.
«Это меня насиловали!»
Потихоньку следователи распутывали криминальный клубок, стало очевидно, что Шувалов был причастен к совершению других изнасилований. Выяснилось, что его могли бы поймать и раньше — если бы местные правоохранители были бы более внимательны. Долгое время преступления, имеющие много общего, не объединяли в одно расследование из-за «элемента разгильдяйства», считал руководитель СУ СКР по Иркутской области Андрей Бунёв. В 1990-е из-за социально-экономической обстановки интерес к результатам служебно-оперативной деятельности снижался. А в начале нулевых следователи просто не успевали отрабатывать все дела.
Не хватало и обычного человеческого участия. Были случаи, когда жертвы сталкивались с Шуваловым спустя время после изнасилований. Они говорили окружающим, что рядом с ними едет насильник, но никто на это не реагировал. Одно из изнасилований случилось возле частного дома, хозяйка которого всё слышала, но не стала обращаться в милицию.
— Я кричала, звала на помощь, но никто не реагировал. А через пару дней в автобусе я услышала, как одна женщина говорит другой: «Я ночью плохо спала — у меня под калиткой кто-то так кричал, будто насилуют. Спать мешали. Я полночи ворочалась!» Я там, в автобусе, в истерике стала биться: это меня, меня насиловали! Что же вы милицию не вызвали? — рассказывала одна из потерпевших.
Во время судебно-медицинской экспертизы у Шувалова обнаружили раптофилию — это расстройство психики и полового влечения, при котором сексуальное удовлетворение возможно только при совершении насильственного акта. Вероятно, именно из-за этого он и засыпал сразу после секса — это могла быть такая реакция организма на расслабление.
О своих жертвах он пренебрежительно говорил: «Баба и баба, че ее спрашивать». Между тем, судьбы многих «баб» навсегда изменились. О произошедшем сразу узнавал весь Тулун — в городе всего 40 тысяч жителей. Одна из женщин, например, была беременна, и после случившегося потеряла ребенка.
Следствие было завершено 17 июня 2020 года. Уголовное дело тулунского маньяка составило 116 томов. Сам Шувалов признался в 11 эпизодах, еще 13 нашли оперативники. Они, кстати, полагают, что число жертв гораздо больше и может составлять около 70, но не все женщины написали заявление в полицию.
После случившегося в 2019 году наводнения часть документов и материалов была утеряна, поэтому обвинение Шувалову смогли предъявить только по двум изнасилованиям и двум убийствам. В 2021 году Иркутский областной суд приговорил Шувалова к 24 годам колонии строгого режима.
В декабре 2023-го СМИ сообщали, что маньяк погиб в зоне СВО.
При подготовке материала использовались публикации на сайте Lenta.ru и YouTube-канале Саши Сулим, а также документальный фильм «Тулунский маньяк. Пленницы кожаного мешка».
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.