Журналист новосибирского портала «Тайга.инфо» Наталья Гредина побывала на Байкале. По пути туда она увидела, как приезжие примеряют кандалы, пообщалась с нерпой, «погрузилась» на дно великого озера и узнала, чего не хватает уютному центру Иркутска, чтобы считаться шедевром человеческой мысли.
Иркутяне говорят: «Приезжие иногда смеются, что у нас в городе с одной стороны — Ленин, с другой — Колчак, Александр III и жены декабристов. Такой вот разношёрстный город получается». С первого взгляда центр Иркутска напоминает другие сибирские города: невысокие домики с яркими рекламными баннерами, троллейбусы, небольшие магазины и несуразные пёстрые пластиковые торговые центры. Зато тут есть уют, которого нет в Новосибирске: множество памятников и церквей, красивая длинная набережная, корпуса Иркутского государственного университета разбросаны по всему центру, как винтажные вещицы в сундуке.
Исторический центр Иркутска был внесён в предварительный список ЮНЕСКО в 1998 году. Предварительный список — это объекты, которые правительство каждой страны предлагает комиссии в качестве кандидатов на занесение в список всемирного наследия. В нём уже 17 лет и числятся иркутские исторические постройки XIX века. Попадание в основной топ гарантирует финансовую поддержку Фонда всемирного наследия и строгое содержание объекта в порядке, но для этого местным властям необходимо доказать экспертам, что указанные памятники архитектуры — действительно шедевры человеческой мысли.
Так, например, в 2014 году современный палаточный лагерь и Музей хлеба чуть было не помешали татарстанскому архитектурно-историческому комплексу Булгар войти в заветный список, однако замечания комиссии были учтены, и теперь древний город находится в ведении ЮНЕСКО. Сегодня Иркутск пытается формировать свой уникальный имидж, но, кажется, до списка лучших из лучших ему пока слишком далеко. Более 70% всех имеющих историческую ценность построек в Иркутске — деревянные, многие из них находятся в аварийном состоянии. При этом часть объектов находится в частных руках. Квартал «Иркутская слобода», одна из визитных карточек города, целиком составлен из приятных аккуратных домиков, восстановленных памятников деревянного зодчества. Но все та же комиссия легко сможет придраться, например, к пластиковым окнам за резными ставнями или к неоновым вывескам магазинов спортивной одежды, украшающим эти теремки.
Возле цирка знакомые фигуры: Трус, Балбес, Бывалый. Напротив, на режиссёрском стуле — Леонид Гайдай и Барбос наблюдают за процессом, в пасти пса остался лишь кусочек динамита — остальное кто-то отломал и, по-видимому, сдал в цветмет. Милые сердцу сибиряка мелочи, которые делают окружающую действительность не такой серой, особенно в зимние месяцы, здесь, кажется, на каждом шагу, поэтому центральные улицы Иркутска хочется рассматривать. Неподалёку от цирка — аттракцион для экстремалов: привыкшая к кормёжке стая из тысячи голубей перетекает от одного подозрительного («что там у него, семечки?») гостя города к другому, людей они не боятся и запрыгивают им прямо на голову, даже если у прохожих и в мыслях не было подкармливать эту банду.
Туристический потенциал Иркутска, по мнению местных жителей, до сих пор практически не раскрыт. Путешественники, мечтающие увидеть хрустальный Байкал, останавливаются здесь, как правило, не больше, чем на пару ночей. В городе есть турфирмы, специализирующиеся на поездках по Байкалу, но, всё же, сказать о том, что это удачное соседство делает Иркутск всемирно известным центром притяжения путешественников, нельзя.
В 47 километрах от города, по пути к Байкалу, находится архитектурно-этнографический музей «Тальцы». Сохранённые части древнего острога составляют целое поселение, в котором каждый дом — отдельный тематический выставочный зал. Восстановленные памятники архитектуры — части поселений, затопленных во время наполнения Иркутского водохранилища. Здесь можно зайти в усадьбу к городскому казаку, заглянуть в церковно-приходскую школу, посмотреть на Спасскую проезжую башню и Казанскую церковь Илимского острога. Кроме того, у туристов есть уникальная возможность примерить кандалы в местной каталажке. Летом здесь проходит фестиваль кузнечного дела, а в бурятских улусах и сейчас можно купить войлочные тапки, сибирские чаи или всевозможные предметы культа. Музей планирует разрастаться, к экспозиции будут добавлены новые дворы, которые пока лишь готовятся к открытию.
За счёт приезжих искателей приключений живёт Листвянка: мини-отели на берегу великого озера и рынки с сувенирами — основной вид бизнеса для местных жителей. Омуль, приготовленный разными способами, продаётся на шумном рынке, в трёх минутах от кромки воды. Коты выхаживают вдоль берега в поисках сердобольных туристов, готовых поделиться шкуркой горячего копчения. Неподалёку располагается «Музей Байкала» — четыре этажа историй о воде, рельефе дна, землетрясениях и живности.
Популярный аттракцион музея — «Погружение на дно». За дверью одного из залов скрывается «самая настоящая» жёлтая субмарина, зрители, часто дети, занимают места на «палубе», в иллюминаторах крутится видео погружения. На полпути действительно начинаешь верить — вот тебе и рачки-падальщики, вот тебе меланхоличные сиги и мелкий планктон. Но храбрый мальчик Артём, державший за руку свою маму, чтобы она не боялась, в финале всех раскусил: «Я потрогал дверь снаружи, она не мокрая!» В здешнем аквариуме помимо омулей, щук и других рыб живут две взрослые нерпы. Животные выглядят довольными и ухоженными, но кто знает, как бы они отреагировали, узнав, что через дорогу от их музея разливается настоящий Байкал?
Самая высокая температура верхних слоёв озера в летний период — 15 градусов тепла. В октябре вода ледяная, но даже у берегов туристической Листвянки она кристально чистая. О том, что с этим уникальным природным гигантом вскорости может случиться непоправимое, будь то загрязнение или обмеление, забываешь при первой же встрече — в это непросто поверить. Величественные просторы в обрамлении сопок и гор захватывают все внимание. Вдоль берега выстроились безмолвные туристы: кто фотографирует, кто обнимается, кто просто смотрит на далёкий горизонт. Если здесь, под Листвянкой, захватывает дух от прозрачности и величия, то сложно представить, как всё это выглядит на диком берегу. Ощущение, к которому хочется вернуться сюда ещё: кажешься себе лишь миллисекундой в сравнении с этим морем времени, которое разлилось у твоих ног.