Культура карточки Какое поселение — это «вибрирующий свист», а какое — «гуща от молочной водки». Рассказываем о топонимах Иркутской области

Какое поселение — это «вибрирующий свист», а какое — «гуща от молочной водки». Рассказываем о топонимах Иркутской области

Снова смотрим на названия десятка поселений региона

Рассказываем о топонимах Иркутской области

Деревня Кыцигировка произошла от якутского слова, Турская возникла от «родни», а Мишелёвка — по фамилии мастера из Иркутска. Редакция «ИрСити» подготовила очередной разбор топонимики Иркутской области.

Мы использовали данные книги «Происхождение географических названий Иркутской области» Матвея Мельхеева, словаря «Географические названия Иркутской области» Станислава Гурулева, а также сайтов муниципальных образований и других открытых источников.

  1. Кыцигрировка
  2. Бозой
  3. Русский Мельхитуй
  4. Мингатуй
  5. Капсал
  6. Турская
  7. Мельничная Падь
  8. Малиновка
  9. Мишелёвка
  10. Хайта
1

Кыцигрировка

В Иркутском районе можно найти деревню с редким для русского языка сочетанием К и Ы — Кыцигрировка. Объясняется это тем, что название поселения образовано от якутского слова кыhыгыраа — «издавать вибрирующий свист».

Кыцигрировка в этом году отметила 70-летие: официально деревня появилась в 1947 году как Майск. С 1947 по 1959 год она относилась к тресту «Главмука» СССР.

Население было многонациональным и состояло из чеченцев, азербайджанцев, армян, этнических поляков. В советское время в Майске занимались сбором багульника, пчеловодством, растениеводством, свиноводством.

Сейчас в деревне проживает около 500 человек.

2

Бозой

Поселок Бозой в Эхирит-Булагатском районе больше известен как место, где находятся две женские колонии — общего и строгого режима — и колония-поселение.

Название объясняют разными вариантами. По одной из версий, оно произошло от слова бозо — «гуща, оставшейся после перегонки молочной водки».

По другой версии, больше народной, рядом с этим местом когда-то жил старый бурят по имени Бозой, который держал огромное количество
коров, овец и лошадей. Чтобы ежедневно не пересчитывать
животных, он загонял стадо в ущелье. Если оставалось свободное пространство, значит, скота стало меньше.

Осужденные «заселяют» это место с 1930-х годов. А до того здесь находились летние выпасы нескольких бурятских родов. В 1932 году земли были переданы в распоряжение НКВД, был основан поселок-скотосовхоз для спецпереселенцев из европейской части Советского Союза. В ноябре 1937 года на месте поселка была учреждена исправительно-трудовая колония.

3

Русский Мельхитуй

На берегу Братского водохранилища в Нукутском районе находится село Русский Мельхитуй.

Вторую часть названия оно получило от наименования Мельхитуйской пещеры, затопленной водами водохранилища: от бурятского мулькэтэ — «ледяной». А слово «русский» было добавлено позже, в 1924 году, когда первыми жителями села стали переселенцы с запада: русские и украинцы.

Здесь сейчас проживает около 400 человек.

4

Мингатуй

Небольшой поселок Мингатуй в Куйтунском районе, где проживают не больше 200 человек, был в 1902 году. Первыми поселенцами были Барахтенко Агей с сыновьями Лукой, Никитой. Они построили для себя зимовье и занимались охотой.

В 1903 году приехали еще семьи поселенцев и начали строительство домов. Строили дома, корчевали лес под пашню, разводили скот. Занимались охотой и земледелием, вырабатывали деготь для смазки сбруи и конных телег. Семейство охотников снабжало их мясом. В основном заселяли местность переселенцы из Могилевской и Псковской губернии.

Название произошло от бурятского слова мунгэн — «серебро», «серебряный», мунгэтэй — «имеющий серебро». Исследователи отмечают, что либо буряты, которые жили раньше в этой местности, имели много серебряных украшений, либо здесь проживали мунгэшэ, или мунгэчины, — мастера-ювелиры, изготавливающие серебряные изделия, которые буряты раньше использовали в большом количестве для нарядов и украшения различных предметов.

5

Капсал

В Эхирит-Булагатском районе существует село Капсал, название которого произошло от бурятского хабсал — «теснина, скала».

Капсал возник в XVII веке — после того как предков местных жителей оттеснили казаки с территории за поселком Оёк. По легенде, мать-прародительница булагатов Гур-Тоодээ вела своих сыновей на восток. Когда они дошли до горы, густо поросшей лесом, увидели скалу. Отсюда и возникло название.

Село, кстати, расположено при въезде в Усть-Ордынский округ по трассе Иркутск — Качуг. Священное шаманское место по Качугскому тракту, у которого традиционно останавливаются путешественники, чтобы почтить местных духов и попросить хорошей дороги, так и называется: Капсальский барисан.

В селе сейчас проживает чуть больше 400 человек.

6

Турская

По тому же Качугскому тракту недалеко от Капсала находится деревня Турская. Название происходит от бурятского слова тγрэл — «родня», «родной».

Именно в той местности когда-то обитали буряты до того, как их оттеснили казаки.

Сейчас здесь проживает около 300 человек.

7

Мельничная Падь

Еще один поселок в Иркутском районе, но в другой стороне, по Мельничному тракту, — Мельничная Падь — возник в 1957 году для переселения жителей затопленной при строительстве Иркутской плотины ГЭС.

Название, по словам местных, пошло от старой мельницы, которая работала здесь в 50-х годах прошлого столетия. Мельник жил в деревне, а из здешней муки пекли вкусный хлеб.

Сейчас это большой поселок, в котором проживает около 3 тысяч жителей.

8

Малиновка

В Черемховском районе расположена деревня Малиновка, которая до 1986 года называлась Бурятский (или Бурминский) Забитуй.

В 1952 году здесь создали совхоз «Сибирский садовод», который специализировался на выращивании ягодных культур лучших морозоустойчивых, крупноплодовых сортов — смородины, вишни, облепихи, клубники. В садах было много сливы, груши, ранетки и малины. Поэтому в 1986 году деревня была названа Малиновкой.

Кстати, Забитуй происходит от бурятского словосочетания заби табя — «сделал остановку, привал», «сел, заложив ноги под себя».

В деревне сегодня проживает около 500 человек.

9

Мишелёвка

Усольский район славился когда-то своим хайтинским фарфором, однако производство было размещено не в селе Хайта, а в поселке Мишелёвка на одноименной реке.

Мишелёвка, по словам исследователей, была основана в 1860 годы прибывшим из Иркутска горновым мастером Николаем Мишелёвым, имя которого закрепилось за поселком.

А в 1869 году сибирский купец Перевалов образовал Хайтинскую фарфоро-фаянсовую фабрику, которая просуществовала до конца 1990-х годов.

В Мишелёвке сегодня проживает больше 5,3 тысячи человек.

10

Хайта

Что касается села Хайта, то оно возникло, предположительно, в XVII веке. Сейчас здесь живет около 700 человек.

Предположительно, Хайта произошло от слова хая, или кая по-тюркски. На тувинском и якутском языках их варианты переводятся как «скала», «утес», «гора с крутым скалистым склоном». Есть кай и в кетском языке — «крутой обрыв, берег».

Вместе с тем возможны и другие объяснения названия: например, от эвенкийского hаj — «перекат (мелководный участок реки между плесами)».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Остается выкрасть математичку из соседней школы». Отец девятиклассника — о дефиците учителей в стране
Анонимное мнение
Мнение
Палка для битья крапивы, ракоходы и даже шишки: топ придурочных товаров с Wildberries
Любовь Никитина
Мнение
«Бюджет не треснет». Иркутянка жестко ответила тем, кто считает, что педагоги не заслуживают подарки на День учителя
Алина Ринчино
журналист ИрСити
Мнение
Нейросеть «Пелевин». Рецензия на новую книгу «Круть»
Сергей Князев
Мнение
«Гуляем только во дворе». Иркутянка переехала в село и делится первыми впечатлениями
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления