Глава комитета Госдумы по экологии Владимир Бурматов 23 октября направил обращение главе СК Александру Бастрыкину с просьбой проверить действия «Росгеологии» и правительства Иркутской области по проекту ликвидации отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, сообщает 24 октября газета «Известия».
В запросе депутат поясняет, соглашение о предоставлении субсидии областному бюджету было заключено 22 февраля 2017 года, несмотря на отсутствие откорректированной проектной документации и источника финансирования её доработки. Единственным подрядчиком стало АО «Росгеология». В декабре того же года между областным минприроды и «Росгеологией» был заключён контракт на 5,9 миллиарда рублей. Первый авансовый транш составил 287 миллионов рублей.
К выполнению этих работ «Росгеология» привлекла фирму ООО «РГ-Экология», которая была создана через несколько недель после заключения контракта. По словам Бурматова, уставный капитал компании составлял всего 10 тысяч рублей, у неё не было ни штата, ни компетенции, ни опыта работы, ни технологий.
В депутатском запросе также сообщается, что в октябре 2018 года министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области и «Росгеология» заключили допсоглашение по корректировке проектной документации. В том же году предусматривалось предоставление генподрядчику субсидии в размере 395 миллионов рублей на «финансовое обеспечение опытно-промышленных работ и корректировку проектной документации на ликвидацию негативного воздействия отходов БЦБК».
В сентябре «Росгеология» заключила договор на выполнение таких работ с ООО «ВЭБ-Инжиниринг», сумма контракта составила 195 миллионов рублей.
«В связи с неоднократным нарушением исполнителем условий указанного госконтракта и дополнительных соглашений к нему, неправомерным использованием аванса и ненадлежащим исполнением должностными лицами — представителями государственного заказчика своих обязанностей полагаем, что государству мог быть причинён особо крупный ущерб», — говорится в обращении к Бастрыкину.
Бурматов просит провести проверку на основании статей «Мошенничество», «Присвоение или растрата» и «Халатность».
БЦБК был построен в 1960-х годах, в 2013-м его официально закрыли. По итогам инженерных изысканий «Росгеологии» установлено, что за годы работы комбината в 12 картах-накопителях содержится 5,7 миллиона кубических метров отходов, из них 0,7 миллиона кубических метров — надшламовая вода.
В июне 2018 года официальный представитель «Росгеологии» Антон Сергеев сообщил, что разработанный ранее проект по переработке отходов БЦБК не может быть реализован, так как требует корректировки. В конце июля на комбинате начали тестировать новую технологию обезвреживания отходов. Сейчас эти работы приостановлены.