— Я за циркулярный дизайн: всё, что ты создаешь, может и должно быть повторно переработано. Это нормальная позиция искренности. Для меня странно, когда человек говорит: «Я весь такой экологичный», а потом использует китайскую фурнитуру из нержавейки, силумина, а еще для блеска покрывает пластик эпоксидкой. Она моментально делает изделие абсолютно непригодным для переработки, — рассказывает ювелир Дмитрий Темников.
В прошлом году он придумал проект «Не просто крышка», в рамках которого создает украшения из пластика и алюминия. В ход идут крышки от бутылок с минералкой или газировкой, а также обычные алюминиевые баночки. Еще Дмитрий и его коллега Валерия планируют делать сумки и визитницы из переработанных пластиковых пакетов. О своем проекте, идеях и планах на будущее ребята рассказали журналистам «ИрСити».
Дмитрий Темников — ювелир, который уже больше 11 лет работает над созданием украшений. Долгое время он трудился в мастерской «Иволга», которая делает узнаваемые кольца, серьги и кулоны с Байкалом и текстурами под байкальский лед, но потом Дмитрию стало скучно творить из привычных материалов. Тогда мастер переключился на пластик и алюминий, а потом придумал свой проект по изготовлению украшений из переработанного вторсырья. Сам Дмитрий называет это ювелирным панком.
«Одобряют, но не покупают»
— Из крышечек мы делаем вот такие диски. Их можно использовать в домашнем декоре. Эти, например, у нас заказали ребята из «Точки будущего». Раньше они такие штуки заказывали в Москве, а потом нашли нас и поняли, что не обязательно их привозить издалека, — говорит Дмитрий, показывая круглые разноцветные пластиковые диски.
Они пока не обработаны: не убраны излишки вытекшего и застывшего пластика, сами диски, конечно, не отшлифованы, но в целом концепция понятна. Множество крышечек нужно взять и при помощи термопресса для начала сплавить между собой. Получается такая пластина с неровными краями. В перспективе из этих заготовок получатся более сложные предметы интерьера.
Заготовки выпекаются на силиконовых ковриках, которые обычно используются на кухне для выпечки тортов, пирожных и прочих кондитерских изделий. На один большой диск уходит около 300 граммов пластика. Вес одной крышки — примерно 2 грамма. То есть на одну деталь уходит до 150 крышечек.
— Не знаю, сколько нам самим пришлось бы выпить газировки, — смеется Дмитрий. — Хорошо, что есть знакомые, которые знают о нашем деле и приносят нам пластик. Плюс мы сотрудничаем со «Слатой», которая собирает у себя крышечки, а потом передает нам.
Дмитрий и Валерия сначала сортируют всё то, что им приносят, а затем моют. На первых порах всё приходилось делать вручную, а затем ребята придумали полезный лайфхак, который значительно упростил их производственный процесс.
— Сидеть часами со щеткой, мылом и крышечками нам надоело, поэтому мы придумали мыть их в стиральной машинке. Удобно и сокращает трудозатраты, — комментирует Темников.
После того, как крышечки сплавились один раз, их нужно свернуть в брикет и прогнать через термопресс еще раз. Это позволяет сделать более тонкую и ровную пластину, которая затем скручивается в рулет, укладывается в специальную форму, которую ребята собрали сами, а затем снова прессуется и застывает в готовое изделие.
— Форма перед этим нагревается в муфельной печи, чтобы уложенный в нее горячий пластик не застыл слишком быстро. Это может привести к дефектам, и такую заготовку нельзя будет использовать, — объясняет Дмитрий.
Эту технологию ребята начали применять и постоянно совершенствовать в октябре 2023 года. Идея поработать с пластиком появилась еще раньше — в начале прошлого года.
— Я ушел из ювелирной мастерской «Иволга», где проработал достаточно долго, потому что мне просто стало скучно. В этом дело я уже 11 лет, и за это время мне порядком надоело работать с обычными металлами вроде серебра или золота. Захотелось чего-то нового. Тогда я подумал, что можно было бы поработать с пластиком, — вспоминает Дмитрий Темников.
Сначала он сплавлял брикеты, из которых затем получались какие-то настенные декоративные элементы, а после решил вырезать из кусков пластика перстни и печатки. Каждое украшение выпиливается и вытачивается вручную.
Большинство из тех колец и сережек, которые имеются в мастерской Дмитрия и Валерии, были сделаны как экспериментальные образцы: ребята прощупывали материал, учились с ним работать, а еще тестировали его на прочность.
— Пластик очень легкий, и от этого у людей появляются сомнения, что изделия из него вообще пригодны к носке. Поэтому нам надо было понять, как такие кольца держат форму, как носятся. Я ношу печатку практически не снимая с июня прошлого года, и она до сих пор в полном порядке, — уверяет Дима.
Такая же история с алюминием, из которого ребята делают кольца и серьги. Для их изготовления необходимо сначала нарезать банки из-под разных напитков, затем расплавить в шамотном стакане, используя флюс, который помогает очистить металл от присадок.
После этого жидкий металл готов к заливке в восковые формы. На этом этапе Дмитрий и Валерия используют две технологии. Первая — литье по выплавляемой модели.
— У нас есть восковая форма, которую мы заливаем гипсом, а затем ставим всё это запекаться в муфельную печь. Во время цикла прокалки воск испаряется, а гипс застывает в нужную нам форму с пустым пространством внутри. В него мы заливаем алюминий и получаем готовые украшения, — комментирует Дмитрий.
Вторая технология более сложная, с ней чаще работает Валерия. Это — ручное моделирование из воска. Процесс трудоемкий, но есть и свои плюсы: каждое изделие уникально.
— Я беру воск и леплю из него что-то фантазийное, что приходит в голову. Это могут быть цветы, растения, просто какие-то завитки. Затем эта восковая форма точно так же заливается гипсом, гипс запекается, и уже потом отливаем украшения из металла, — поясняет Валерия.
Она говорит, что с алюминием или пластиком ей нравится работать не меньше, чем с традиционными ювелирными материалами.
— Параллельно я, конечно, работаю с серебром в обычной ювелирной мастерской, веду мастер-классы. У меня не такой большой опыт, как у Димы, но я тоже учусь и осваиваю разные техники, и традиционные, и нет. Эксперименты — это всегда прикольно, потому что открывает в тебе новые грани. И плюс мы занимаемся переработкой, хоть чуть-чуть, но снижаем вред на окружающую среду, и это тоже очень круто, — делится Валерия.
Ребята говорят, что в рамках проекта создано более 50 изделий — кольца, печатки, а также серьги с подвесами. Но пока покупателей на них маловато: людям сложно осознать подлинную ценность украшений, сделанных не из драгметаллов.
— У нас пока так: все одобряют, но мало кто покупает. Мы участвовали в нескольких маркетах, единичные изделия находили хозяев. Но вообще фишка в том, что продажа — это пока не самоцель. Мы оттачиваем технологию, придумываем, как оптимизировать производство, чтобы тиражировать изделия, — говорит Дмитрий.
Собеседник замечает: покупая украшения из переработанного пластика или алюминия, люди платят не за драгоценность изделия.
— Перед нами стоит большая проблема — как рассказать людям о том, что мы делаем, и обосновать цену. Например, наши серьги из алюминиевых баночек стоят 6 тысяч рублей. Покупатели говорят: «Дорого, вы же из мусора это делаете». Это, по сути так, но все технологические операции не отличаются от литья из серебра или золота. Мы даже больше процедур проделываем, потому что банки надо собрать, помыть, порезать, там куча подготовительных этапов. Люди платят за это, а еще они покупают не драгоценность, а эмоцию, которую вызывает та или иная вещь. И нам сейчас нужно придумать, как доносить сам концепт, нашу идею и правильно презентовать изделия, — добавляет Дмитрий.
Вообще же стоимость украшений, которые делает Дмитрий, варьируется от 2,5 до 8 тысяч рублей.
Пакет с пакетами на сумочки и картины
Еще одно направление работы ребят — переработка пластиковых пакетов. Из этого будничного и на первый взгляд не самого эстетичного материала Дмитрий и Валерия делают коллажи, картины, пробуют мастерить кошельки, визитницы и даже сумочки. Технология пока не отточена, свет увидели лишь первые образцы, а в перспективе их может стать гораздо больше.
Пакеты, как и пластиковые крышки, также собирают в кучу и отправляют под термопресс. Можно это делать без особого художественного замысла, а можно попробовать собрать коллаж.
— Можно просто сложить и так под пресс пустить, а можно нарезать пакеты на лоскутки, перемешивая между собой их по цветам, и делать какие-то аппликации. Если пакет с надписями, можно вырезать буквы и составлять из них какие-то слова или послания. Всё зависит от фантазии, это такое интуитивное творчество, — поясняет Дмитрий.
Перед интервью он предложил мне принести из дома свой пакет с пакетами и сделать из этого что-нибудь прямо во время беседы. Я, конечно, не отказалась, и пока мы говорили про экосознательность и технологии работы с пластиком, я нарезала свои пакеты для будущей аппликации.
У меня как человека с нулевым опытом в этом весь процесс занял около получаса, но ребята справляются с этим куда быстрее. Дмитрий говорит, что работать с пакетами вообще быстро, потому что они тонкие, легко плавятся, поэтому необходимые для дальнейшего творчества листы получаются максимально быстро.
— Мы еще пока ищем идеальную толщину листов, чтобы шить из них сумки, экспериментируем. Эта тема достаточно популярная, и для нее не нужно особых навыков или оборудования. Только швейная машинка, нитки и желание, — рассказывает Дима.
Также ребята обсуждают с Галереей Бронштейна идею сделать для них браслеты из переработанного пластика. Такие обычно выдают на входе посетителям выставок в обмен на билет. Браслеты из пластика в отличие от бумажных аналогов можно будет не выбрасывать сразу после посещения мероприятия, а забрать с собой домой на память.
Весь оставшийся от поделок пластик Дмитрий планирует использовать для стрит-арта. В Иркутске последние пару лет проходит фестиваль «Голос улиц», в рамках которого городское пространство украшают граффити. В прошлом году в событии участвовал и Дмитрий, а на этот год предложил своим коллегам по проекту делать не просто рисунки, а граффити со вставками из переработанного пластика.
— Это будут не то, что малые архитектурные формы, а какие-то панели, которые можно интегрировать в городскую среду как стрит-арт. Раньше у нас были просто рисунки, нанесенные баллончиками, разными цветами и техниками. Теперь же мы можем использовать еще и этот материал, поиграть с глубиной, перспективой, — объясняет Дмитрий.
«Не выкидывать, а найти другое применение»
Дмитрий Темников рассказывает, что самая главная цель проекта «Не просто крышка» — это, во-первых, переработка использованного пластика и создание из него каких-то предметов и декоративных элементов, а во-вторых, это способ рассказать людям о настоящей экологичности. Потому что сейчас, по наблюдениям Димы, многие стремятся быть более экосознательными, но не всегда понимают, что у них на самом деле не получается.
— Сейчас всё чаще говорят про раздельный сбор отходов, про то, что надо сдавать пластик, бумагу, стекло и прочее. И люди вовлекаются в это, но, не обладая достаточным количеством информации, делают это с минимальной пользой. Сейчас объясню. Часто в пункты приема вторсырья приносят пластиковые бутылки и упаковки с этикетами, грязные и неотсортированные. И это уже не про заботу об экологии, — рассказывает Дима.
Дело в том, что в пунктах приема вторсырья сотрудники часто физически не успевают отмыть и рассортировать отходы по типу пластика. Он отправляется в переработку единой массой, где тоже никто сильно в нем копаться не будет.
— Представьте, эти отходы вагонами отправляются в Новосибирск. Сколько там нужно ресурсов, чтобы всё это разобрать и разделить по типу пластика? Никто этим там заниматься не будет. Из-за этого очень много потенциально перерабатываемых отходов бракуется, и мусор отправляется не в переработку, а просто на полигон. Гигантское количество пластика бракуется только потому, что люди сдали его грязный, плохо отсортированный, с этикетами или штрих-кодами. В результате получается, что ты с одной стороны весь такой экосознательный, сдаешь пластик, а с другой стороны этот же пластик отправляется на полигон, где он будет захоронен и будет нести вред окружающей среде, — комментирует Дмитрий.
Он и его напарница Валерия стараются перерабатывать весь пластик, который к ним поступает. Сейчас они уже достигли отметки в 86%. Остальное — это мелкие обрезки и пыль от изделий, которые ребята делают своими руками. Сейчас они думают, как можно было бы использовать и эти отходы, чтобы перерабатывать 100% вторсырья.
— Мы придерживаемся критериев циркулярного дизайна. То есть каждый продукт, каждое наше изделие, даже сложное, составное, должно быть легко разбираемое и затем перерабатываемое. Однажды я был на конкурсе «Зеленый квадрат» в Крыму, и там ребята со всей страны создавали арт-объекты из вторсырья. И вот я смотрю на большинство поделок и понимаю, что их в перспективе уже нельзя будет переработать еще раз. Потому что используется клей, монтажная пена и куча всего еще, — делится собеседник.
Он говорит, что даже если этот арт-объект сможет прожить и не сломаться лет 400, он всё равно довольно быстро станет бесполезен и неинтересен, потому что мода постоянно меняется. Тем и хорош циркулярный дизайн, который позволяет, с одной стороны, перерабатывать вторсырье, а с другой — следовать веяниям моды.
— Мне кажется, это нормальная позиция искренности. Для меня странно, когда человек говорит: «Я весь такой экологичный», а потом использует китайскую фурнитуру из нержавейки, силумина, а еще для блеска покрывает пластик эпоксидной смолой. Понятно, что отполировать пластик намного сложнее, чем покрыть его эпоксидкой. Но она создает проблемы и не имеет ничего общего с экокультурой, — уверен Дмитрий.
Собеседник подчеркивает: главная ценность проекта «Не просто крышка» не в том, что ребята вдвоем пытаются спасти всю планету от тонн непереработанного пластика.
— Мы хотим показать, что можно чуть более осознанно относиться к вещам, которые вокруг тебя. Не выкидывать то, что тебе больше не нравится или не нужно, а попробовать найти другое применение через призму своего опыта и знаний. Никто не просит делать какие-то вещи промышленного качества в масштабах одного человека. Можно делать что-то маленькое в своей жизни, — говорит Дмитрий.
А затем добавляет: «Экологичность — это не про то, что ты выбрасываешь мусор в урну и везде ходишь с одной пластиковой бутылкой для воды, даже если тебе от этого жутко неудобно. Экологичность — это делать комфортно для себя, но не в ущерб другим».
Не нужно навязывать себе какие-то экопривычки. Это не экологично, насиловать себя и терпеть издержки с мыслью, что ты спасаешь планету. Это лицемерие.
Дмитрий говорит, что воспитывать в себе экологическую культуру можно, начав с простых вещей и постепенно. Самое элементарное, что может делать каждый, — выключать воду, когда чистишь зубы.
— Термин «экологичность» более широкий, чем отношение к природе. Это еще и отношение к другим людям, это соблюдение личных границ и прочего. И это можно воспитать, но нельзя навязывать. Тогда со временем люди станут чуть добрее, а мир — чуть чище, — подчеркивает собеседник.
В планах у ребят сделать серию мастер-классов, на которых люди смогут не просто узнать что-то новое об экологичности, вторичной переработке или экокультуре, но и сами поучаствуют в переработке. Такая практика, по мнению Дмитрия, лучше и нагляднее, чем миллион часов теоретических бесед об экопривычках и сознательности.
— Следовать чему-то крайне сложно, если ты не видишь и не можешь потрогать результат. Все говорят про переработку вторсырья, но результат от этого очень эфемерный. Ты вроде сдал баночки и бутылочки в переработку, а что с ними дальше происходит — кто его знает. А мы покажем и расскажем, что и как происходит, что можно сделать, и предложим в этом активно поучаствовать, — делится Дмитрий Темников.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.