Представители иркутского Института географии имени Виктора Сочавы, который входит в Сибирское отделение Российской академии наук (СО РАН), высказались о перспективах законопроекта, разрешающего сплошные рубки в центральной экологической зоне Байкала. Напомним, Госдума приняла его в первом чтении летом 2023 года, а недавно стало известно, что второе чтение может состояться уже в ближайшее время. Ученые Института географии подвергли законопроект критике. Их мнение опубликовано на сайте института.
В частности, в заявлении научного центра со слов доктора географических наук Татьяны Калихман отмечается, что для проведения инженерно-защитных работ, необходимых для предотвращения весенних паводков и летних наводнений, а также пожаров, сплошные рубки не требуются. В частности, нет никакой нужды это делать во время расчистки прирусловой территории от растительности. Например, на Хамар-Дабане тяжелая техника сейчас заходит по руслам неглубоких рек, дороги для этого не используются.
— Дендрофлора представлена здесь в подавляющей части кустарниками, мелколиственными деревьями (вторичные леса) и одиночными деревьями ценных хвойных пород, для удаления которых необходимы не сплошные и даже не выборочные, а единичные рубки, — приводятся ее слова в сообщении.
По ее мнению, необходимость строительства дополнительных дорог и проведения соответствующих сплошных рубок законодатели обосновывают словом «селезащита», но она заметила, что «селезащитные сооружения или специальные селеуловители пока не создаются на Южном Байкале, и не планируется реконструкция или воссоздание бывших подобных сооружений».
— Требуемые места расположения селеулавливающих сооружений единичны, и не все реки Слюдянского района селеопасны. Места их расположения уже имеют дороги для доступа, так как вдоль каждой реки Хамар-Дабана и вдоль ЛЭП есть грунтовые лесные дороги, не требующие дополнительных сплошных рубок, — подчеркнула специалист.
Ведущий эксперт НИИ правовой охраны Байкала ИГУ и кандидат юридических наук Ярослава Дицевич, в свою очередь, заметила, что против принятия законопроекта массово выступили ученые и руководители общественных экологических объединений, жители байкальских территорий, профильная комиссия Общественной палаты России и ряд других организаций.
— В многочисленных коллективных и индивидуальных обращениях к руководству Государственной думы России выражается беспокойство создаваемыми законопроектом рисками вовлечения в оборот незаконно предоставленных земель и снижения водоохранных функций лесов на побережье Байкала. При современных тенденциях роста турпотока, влекущего увеличение антропогенной нагрузки на территорию вблизи Байкала, в отсутствие стратегического документа в сфере охраны и устойчивого развития Байкальской природной территории, подобные законодательные нововведения могут создать ощутимую угрозу уникальной байкальской экосистеме, — приводятся в сообщении слова Дицевич.
Главный научный сотрудник Института географии и доктор географических наук Леонид Корытный назвал основные проблемы, которые могут возникнуть из-за изменения законодательства о Байкале:
опасность сплошных рубок леса;
необоснованный перевод лесных земель в земли других категорий, расширения границ населенных пунктов и особых экономических зон;
снятие ограничений оборота земель объекта всемирного природного наследия;
легализация незаконно полученных прав частных лиц на земли;
неоправданное расширение объема гидротехнических мероприятий и дорожного строительства.
С его слов отмечается, что научно-экспертный совет Иркутского областного отделения Всероссийского общества охраны природы, руководителем которого он является, направил первому заместителю председателя думского комитета по экологии Вячеславу Фетисову рекомендацию не рассматривать предполагаемый проект.
Поправки в закон о защите озера Байкал, которые обсуждаются с 2023 года, разрешают сплошные рубки леса вокруг озера под инфраструктурные и туристические объекты, фактически будет запрещено рубить древесину только для личных нужд. Губернатор Иркутской области Игорь Кобзев документ поддержал, заявив, что с его помощью можно будет построить, в частности, селезащитные сооружения в Слюдянке и развивать Байкальск как город-курорт. При этом иркутские ученые назвали документ «экологической миной». А научный сотрудник Института географии имени Сочавы СО РАН, заслуженный эколог России Татьяна Калихман подробно объяснила, что не так с документом.
Также Центр всемирного наследия ЮНЕСКО выразил обеспокоенность по поводу готовящихся поправок в федеральный закон «Об охране озера Байкал». Зампред комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Вячеслав Фетисов заявлял, что поправки ко второму чтению законопроекта «Об охране озера Байкал» должны быть научно обоснованными, торопиться с их принятием не стоит.
В начале октября «Коммерсантъ» сообщил о том, что правительство РФ потребовало доработать законопроект, разрешающий сплошные рубки в центральной экологической зоне Байкала. Глава межфракционной группы «Байкал» в Госдуме Сергей Тен в своем Telegram-канале заявил, что официальный отзыв правительства Российской Федерации на проект закона не принимался и, соответственно, не поступал в Государственную думу.
В декабре 2023 года стало известно, что иркутские депутаты и мэры попросили проверить на экстремизм двух местных экоактивистов — Виталия Рябцева и Любовь Аликину. Они выступали против закона. В частности, Аликина в августе ездила на общественные обсуждения в Бурятию, где заявляла, что закон не проработан. В ответ глава республики Алексей Цыденов посоветовал ей ехать в Иркутск и не учить местных жителей, как жить.
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.