Министерство экономического развития Иркутской области объявило открытый конкурс на оказание консультационных услуг по привлечению инвестиций в развитие авиаузла в Иркутске. Документация опубликована 12 ноября на сайте госзакупок.
Начальная цена контракта составляет 55 миллионов рублей, деньги выделяются из бюджета Иркутской области. Заявки на участие в конкурсе принимаются до 4 декабря, рассмотрение первых частей намечено на 10 декабря, вторых - на 15-е. Работы будут выполняться в течение 2021 года.
Как следует из технического задания, победитель должен будет разработать технико-экономического обоснование объёмов и сроков ремонта, реконструкции, строительства инфраструктуры аэропортового комплекса до 2035 года и оценить стоимость акций предприятия, а также стратегию привлечения инвестиций в развитие авиапредприятия, сформировать частное техзадание на разработку конкурсной документации для привлечение инвестора, обеспечить юридическое сопровождение конкурсных процедур, включая заключение контракта (договора, соглашения) с инвестором.
В частности, ТЭО должно включать в себя оценку фактического состояния аэропорта, аэродрома и аэровокзальных комплексов, прогноз объёмов работы аэропорта на перспективный период до 2035 года с учётом слабых сторон аэропорта, внешних угроз, в том числе экономических, политических, правовых, обоснование целесообразности и очерёдности ремонта, реконструкции объектов инфраструктуры аэропорта, а также целесообразности строительства нового аэропортового комплекса в новом месте; технологические и строительные решения, оценку стоимости работ.
Кроме того, в ТЭО должна быть проанализирована актуальность выбора места строительства нового аэропортового комплекса вблизи населённых пунктов Поздняково, Ключевая и действующего аэропорта с поворотом взлётной посадочной полосы на 33 градуса.
На разработку ТЭО и оценку акций техническим заданием закладывается 90 дней.
Аэропорт Иркутска входит в число 20 крупнейших в России по показателям пассажиропотока. В 2015 году аэропорт был передан из федеральной собственности в областную с целью привлечения инвестиций на условиях государственно-частного партнёрства.
Вопрос строительства нового аэропорта рассматривается более 20 лет. В 2017 году аэропорт убрали из программы развития транспортной инфраструктуры, так регион потерял более 20 миллиардов рублей на новую взлётно-посадочную полосу. По предположениям предыдущего правительства, рассчитывать на выделение из федерального бюджета денег на аэропорт можно будет только после 2022 года.
Экс-губернатор Сергей Левченко привлекал к проекту холдинг Романа Троценко «Новапорт», но ФАС дважды предупреждала его о незаконности таких действий. В июне 2017-го Левченко заявил о пуле инвесторов с объёмом вложений около 2 миллиардов долларов. Но власти тогда так и не определились с местом расположения нового аэропорта.
В 2018 году власти привлекли к развитию действующего аэропорта госкорпорацию «Ростех». Предполагалось, что будет построен новый терминал, который объединит международные и внутренние линии. В августе в торжественной обстановке был заложен камень на месте строительства нового терминала, но дальше этого дело не сдвинулось. В июле 2020-го ФАС оштрафовала Левченко на 30 тысяч рублей за выбор инвестора без конкурса.
В марте губернатор Игорь Кобзев поручил правительству до конца 2020 года выбрать инвестора по развитию аэропорта. А в сентябре он заявил, что власти готовы передать взлётно-посадочную полосу в федеральную собственность.
Как сообщали в пресс-службе правительства, до 2024 года необходимо провести реконструкцию рулёжных дорожек, светосигнального оборудования, строительство площадки для обработки судов противообледенительной жидкостью, нового аэровокзального комплекса международных и внутренних авиалиний, привокзальной площади и подъездных дорог, а также возведение перрона и очистных сооружений. Финансовая потребность на реализацию этих мероприятий составляет 16,27 миллиарда рублей с участием федерального бюджета. Предварительно одобрено софинансирование в размере 5,32 миллиарда рублей.