Экономика Иркутскому аэропорту подобрали консультанта по развитию

Иркутскому аэропорту подобрали консультанта по развитию

Московская компания должна будет разработать ТЭО по реконструкции аэропортовой инфраструктуры и стратегию привлечения инвестиций в объект.

Власти подвели итоги конкурса на оказание консультационных услуг по развитию аэропорта Иркутска. Победителем стала московская компания-участница англо-голландской ассоциации КПМГ. Она специализируется на проведении финансового аудита, но, по условиям госконтракта, должна будет разработать ТЭО реконструкции аэропортовой инфраструктуры и стратегию привлечения инвестиций в объект.

Найти иркутскому аэропорту консультанта по развитию власти пытались ещё в 2020 году, хотя изначально глава региона Игорь Кобзев поручал правительству провести конкурс по выбору инвестора. Первую конкурсную документацию подготовили в августе. Сами торги состоялись в декабре – победила иркутский «Алмаз», сбивший цену более чем в три раза - с 55 до 17 миллионов рублей. Кроме «Алмаза», в конкурсе участвовали четыре московских компании, которые хоть и доказали свою квалификацию, но деньги за свои услуги запросили куда большие.

Директор «Алмаза» подтвердил, что у его фирмы нет запрашиваемого по конкурсу опыта, но есть «опыт сопровождения социально ориентированных проектов». После этого Кобзев заявил, что для проведения работ нужно привлечь «компанию с мировым именем», которая «изучит всю проблематику вопроса» - поэтому в областном бюджете заложили такую немаленькую сумму. А затем «Алмаз» отказался от контракта.

Новый конкурс объявили в апреле 2021-го. К этому времени власти скорректировали критерии оценки заявок, при этом сумма осталась неизменной.

Как следовало из конкурсной документации, в случае, если участник предлагал цену более чем на 25% ниже начальной, то менялась «стоимость» критериев: значимость ценового предложения снижалась с 60% до 10%, а значимость квалификации вырастала с 40% до 90%.

Поменялись и формулировки. Так, в квалификации в первом конкурсе учитывался опыт участника по оказанию консультационных услуг в сфере модернизации или строительства объектов инфраструктуры воздушного транспорта, а во втором – опыт «по оказанию услуг в отношении одного или нескольких аэропортов федерального значении или международных аэропортов». Уточнялось, что в сведения об опыте можно отнести одну или несколько из семи услуг: юридические или финансовые услуги по сопровождению инвестпроектов, сопровождение конкурсной процедуры, исследовательские услуги по разработке концепции развития, стратегии развития, ТЭО или финансовой модели.

Деловую репутацию, кроме всего прочего, в первом случае оценивали по наличию рекомендательных писем от заказчиков, во втором – по месту «в списке крупнейших российских консалтинговых групп и компаний». Таким образом, подходы к оценке заявок вроде бы стали жёстче, а требования к участникам при этом - более размытыми.

«Эрнст энд Янг» подал заявку на участие 30 апреля, КПМГ – 7 мая (за 4 дня до окончания срока принятия заявок). По квалификации и репутации обе компании набрали равное количество баллов (например, обе вошли в ТОП-10 рейтинга RAEX-2019). За день до подведения итогов замминистра транспорта Ольга Золотарёва на сессии ЗС заметила, что «требуется дополнительно собрать комиссию, потому что претенденты равнозначные».

Теперь победитель определялся по цене. «Эрнст энд Янг» предложило за консультации по развитию аэропорта 41,25 миллиона рублей (снижение на 25%), в первом конкурсе она «сбивала» цену на 60%.

А КПМГ за свои услуги запросило примерно столько же, сколько «Алмаз», - всего 18,9 миллиона. Это почти в 3 раза ниже начальной цены контракта (в первом конкурсе фирма предлагала цену вдвое ниже заложенной в бюджете). Таким образом, за счёт повышения значимости квалификации и низкого ценового предложения КПМГ получило госконтракт.

По данным сервиса «Контур.Фокус», основной вид деятельности КПМГ – финансовый аудит, дополнительно – бухучёт, консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления и установление рыночной стоимости. За последние 2 года у компании было только 2 контракта, связанных с авиатранспортом (оценка объектов или финансовый аудит отчётности).

А из техзадания следует, что подрядчик должен будет разработать технико-экономическое обоснование объёмов и сроков ремонта, реконструкции, строительства аэропортовой инфраструктуры.

ТЭО должно включать в себя характеристику состояния самого авиаузла и его инфраструктуры, прогноз объёмов работы до 2035 года, обоснование целесообразности и очерёдности ремонта и строительства, оценка стоимости этих работ, определение критических точек пропускной способности объекта, после которых нужно решить вопрос о строительстве нового аэропорта.

Интересно, что также требуется включить в ТЭО оценку влияния трёх других аэропортов региона на объёмы работы иркутского авиаузла. Речь идёт об аэропорте Братска, который недавно приобрела структура «Русала». По мнению минтранса, заключение сделки в ближайшее время никак не повлияет на положение дел в регионе. Здесь с трудом, но идёт реконструкция взлётно-посадочной полосы, а также рассматривается вопрос развития международных пассажирских перевозок.

Также будет оцениваться влияние Усть-Кута (реконструкция аэропорта намечена на 2025-2027 годы, сметная стоимость - порядка 2,68 миллиарда рублей) и Усть-Илимска (посадочную площадку, которая находится в областной собственности, планируется преобразовать в полноценный аэропорт). Эти два города рассматриваются на перспективу расширения пассажиропотока с соседними регионами.

Напомним, что в 2017 году разработкой ТЭО нового терминала в аэропорту Иркутска занимался московский проектный институт «Аэропроект», стоимость работ составила 3,6 миллиона рублей (тогда, чтобы получить контракт, институт предоставил в доказательство своего опыта 21 договор на выполнение проектных и предпроектных работ по аэропортам, два из которых были выполнены 25 лет назад). В августе 2018-го на месте нового терминала заложили камень. Экс-губернатор Сергей Левченко привлекал к созданию нового терминала «Ростех», но после вмешательства ФАС вся подготовка застопорилась.

Более того, в 2008-2009 годах «Аэропроект» получил контракт на разработку проекта нового аэропорта в деревне Позднякова. На эти цели Минтранс России выделял около 500 миллионов рублей. Но проект не прошёл Главгосэкспертизу России.

Кроме того, КПМГ должно будет проанализировать актуальность выбора места для строительства нового аэропорта. В техзадании указываются три варианта: площадки в деревне Позднякова Иркутского района и посёлке Ключевая под Ангарском, а также поворот взлётно-посадочной полосы на 33 градуса.

Эти три варианта давно известны и не раз подвергались критике. Так, площадку в Позднякова трижды не согласовывала Главгосэкспертиза из-за расположения там военных частей. Ключевую «отвергли» из-за сложного рельефа, близости к АЭХК и попадания в зону испытательных полётов иркутского авиазавода. А поворот ВПП не удалось реализовать из-за мемориала жертвам политических репрессий в Пивоварихе.

Хотя конкурсная документация предполагает работу по выносу аэропорта за пределы Иркутска, фактически этот вопрос сегодня не стоит в повестке активного обсуждения. По оценкам главы Росавиации Александра Нерадько, на эти цели потребуется 53 миллиарда рублей, которых нет (как нет проекта и земельного участка).

Зато, по данным регионального минтранса, запланирована реконструкция аэропортовой инфраструктуры, стоимость которой оценивается в 6,5 миллиарда рублей в ценах 2025 года - тогда до Иркутска дойдёт очередь на выделение федеральных денег. Интерес к развитию аэропорта, по данным минтранса, проявляют те же компании, что и ранее, – это структуры, которые связаны с Романом Троценко, Виктором Вексельбергом и Олегом Дерипаской. С ними, вероятно, придётся работать и победившему консультанту, так как одним из главных итогов его деятельности должно стать заключение контракта с инвестором.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Россияне съездили в страну гор и вина — Армению — и почувствовали себя дома: плюсы и минусы отдыха
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления