Экономика Иркутский бизнес прижали QR-кодами

Иркутский бизнес прижали QR-кодами

Предприниматели заявили об оттоке клиентов и падении выручки. Но, судя по всему, жить с цифровыми технологиями придётся ещё очень долго.

С 8 ноября в Иркутской области для уже пострадавших по время пандемии отраслей ввели дополнительные ограничения. Теперь в организации общепита, туризма, спорта и развлечений нельзя зайти без QR-кода, который, например, рассказывает о том, что клиент поставил прививку от коронавируса. Вроде удобная вещь, но для бизнеса, работающего в тяжёлых условиях, она может стать последней каплей. Предприниматели уже заявили о снижении числа клиентов и падении выручки и предложили властям пересмотреть ограничения.

QR-код о пройденной вакцинации или перенесённом коронавирусе понадобится во всех организациях, деятельность которых

ограничена по указу губернатора №279-уг.

— в организациях общепита — кафе, ресторанах, столовых, барах и так далее;

— в фитнес-центрах;

— в СПА-салонах, соляриях и саунах;

— в музеях, ботаническом саду, зоопарках;

— в санаториях, санаторно-курортных организациях;

— в гостиницах, отелях и гостевых домах;

— во всех непродовольственных магазинах;

— в бассейнах;

— в любых развлекательных организациях.

С собой всегда нужно иметь паспорт, а также один из документов, который подтверждает, что вы прошли вакцинацию или переболели. Это QR-код о вакцинации или о перенесённом в течение последних 6 месяцев коронавирусе.

QR-код или справку может заменить медицинский отвод от прививки вместе с отрицательным ПЦР-тестом, сданным в последние 3 суток.

С 30 октября режим входа по QR-кодам ввели в торговых центрах. Но, как выяснил портал «ИрСити», сразу же после этого режим соблюдался только в одном ТЦ из восьми в центре Иркутска. Также портал «ИрСити» после расширения применения QR-кодов выяснил, что организации общепита не все успели подготовиться.

Генеральный директор ООО «Физкультурно-оздоровительный комплекс» (фитнес-клуб World Gym) Роман Парцей оценил практику введения QR-кодов негативно. По его мнению, в этом нет никакого смысла при работающем общественном транспорте, государственных институтах, которые граждане постоянно посещают, и при столпотворении в поликлиниках и больницах. «Отмечу отдельно, что больные люди, с симптомами, не ходят ни в фитнес, ни в рестораны. Москва это поняла и не стала их вводить. Но там чиновники поумнее, видимо», - заметил он.

По его словам, с понедельника, 8 ноября, фитнес-клубы сети World Gym зафиксировали 50%-е снижение посещаемости (разговор был в среду, 11 ноября), а продажи клубных карт и вовсе остановились. Организации пришлось закупить оборудование для считывания информации – компенсация за эти расходы не предусмотрена. Теряется время на входе, когда сотрудник считывает код, а также возникают конфликтные ситуации, вплоть до того, что клиенты вызывают полицию. «Некоторые люди отказываются показывать, скандалят, обзывают нас расистами и прочее. Что сильно влияет на психику персонала», - пояснил Роман Парцей.

«Введение кодов для входа в фитнес - это катастрофа с точки зрения финансовой устойчивости бизнеса. 2-3 месяца, и фитнес-индустрия закроется. Меры правительства [по поддержке бизнеса] - это просто насмешка. Они предлагают льготные кредиты. Зачем мне кредит? Из каких источников я буду его отдавать?» - подчеркнул предприниматель.

По его оценкам, по итогам этих 2 кризисных лет отрасль зафиксирует «огромные убытки», из-за вводимых ранее локдаунов закрылось порядка 25% фитнес-клубов по стране, а введение кодов «добьёт отрасль окончательно». «О восстановлении можно будет говорить, только в случае поддержки отрасли со стороны государства, немедленной отмены идиотского решения по кодам, снижении налогов как минимум на три года», - резюмировал Роман Парцей.

Председатель Иркутского регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Роман Ищенко также заявляет о резком падении клиентов в организациях, работающих в пострадавших отраслях, из-за чего падает выручка и возрастают убытки.

«Введение QR кодов - это нож, перерезающий горло частным социально-общественным инфраструктурам. Те, кто поумнее и у кого была возможность, давно закрылись, чтобы не накапливать убытки. Многие пытаются бороться. А многие, как та лягушка, которая постепенно варилась в воде и не заметила, как сварилась, дотянули до полного банкротства и несостоятельности», - оценил ситуацию эксперт.

По его мнению, для государственных управленцев, возможно, закрытие малого бизнеса не является проблемой: «Многие воспринимают малый бизнес как самопосевную траву. Её сожгли, на следующий год опять сама вырастет». Но, подчеркнул Роман Ищенко, с точки зрения людей - это безработица, поломанные судьбы, долги, разочарование, в том числе и в государстве.

Он не стал оценивать, насколько введение QR-кодов удачная инициатива с точки зрения баланса между медицинскими рисками и экономикой, пояснив, что никто не владеет статистикой по этой ситуации.

«Для главного санитарного врача - это хорошо. Но он зарплату из бюджета получает, и его, в общем-то, мало волнует, что кто-то там разорился, а кто-то потерял работу, и что социальная депрессия создаст ещё больше медицинских проблем, чем ковид. Ему важно, чтобы его не уволили», - добавил Роман Ищенко.

Владелец MAVR-GROUP (рестораны «Камчатка», «Кинза», «Терра») Арсений Митин заявил, что с понедельника, 8 ноября, в ресторанном бизнесе падение выручки составило до 70%, поток клиентов упал в два раза. Более того, появились активисты в мессенджерах, которые призывают бойкотировать рестораны, работающие с кодами, так как они якобы нарушают права граждан. «Ресторанное сообщество не виновато, что государство ввело эти заборы. Мы с июня ограничены режимом работы, 50%-й рассадкой посетителей, с июня выручки у нас никакие, а с QR-кодами всё усугубилось», - подчеркнул ресторатор.

По его словам, сейчас ресторанное сообщество, как никогда ранее, сплотилось, чтобы добиться отмены QR-кодов. Правительство региона «видит, что это куча людей: работников отрасли, поставщиков, арендаторов», поэтому, по крайней мере, старается встречаться с бизнес-сообществом.

«Если QR-коды будут действовать больше месяца, то, наверно, 90% ресторанов хотя бы на время закроются. Мы уже один ресторан – большой, с кучей сотрудников, в центре Иркутска - закрываем, потому что не можем платить аренду. Очень тяжёлая ситуация. Мы 2 года людей содержали, платили зарплату, брали кредиты, продавали имущество, но нам государство не говорит, насколько это затянется. Все рестораторы сейчас очень злые. Почему за наш счёт государство борется с коронавирусом?» - подчеркнул предприниматель, добавив, что так во всех регионах страны, где введены QR-коды.

Арсений Митин пояснил, что закрыться хотя бы на время выгоднее, потому что применение кодов – это полумера: «Мы предлагаем: введите локдаун, на месяц, на 2 недели. Сейчас арендодатели давят, трясут плату, ничего не хотят слышать, поставщики ничего не грузят, всё - по предоплате, люди за зарплатой выстраиваются. А локдаун позволяет сказать тому же арендатору, что всё на паузе. Он тогда вынужден будет давать хоть какие-то поблажки».

Ресторатор также критично высказался по поводу действующих мер поддержки бизнеса, заметив, что система завязана на количество официально трудоустроенных сотрудников. А в ресторанной отрасли есть сотрудники, которые работают по контракту, поэтому они, например, остались без выплат, которые предоставляет государство.

По мнению Арсения Митина, предусмотренные властями кредиты с пониженными ставками и отсрочки по уплате налогов тоже нельзя назвать помощью. «Это удавку ослабляет на время, но позже она всё равно затянется», - подчеркнул ресторатор. Реальными мерами поддержки могли бы стать выплаты на сохранённых сотрудников в размере официальной зарплаты, отмечает эксперт, а не МРОТ, как сейчас, а также безвозмездная помощь в зависимости от официального оборота, от объёма уплаченных налогов.

Председатель комитета по предпринимательству в сфере туризма, курортно-рекреационной, гостиничной и ресторанной деятельности Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири Марина Григорьева довольно позитивно оценила введение QR-кодов, предположив, что это может замедлить скорость распространения коронавируса, так как привитые и переболевшие, по данным Роспотребнадзора, не так опасны для окружающих. Но эксперт заметила, что есть ряд нюансов, которые нужно учитывать и исправлять.

«Если весь общепит переходит на систему обязательного применения QR-кодов, то требование о том, что они должны работать в ограниченном режиме – с 8 до 23 часов или вообще до 20 часов, как предлагалось, - наверно, будет противоречить созданию зоны free-covid. Потому что какая разница, до скольки работает заведение, если посетители, как мы предполагаем, не представляют опасности для окружающих?» - спросила Марина Григорьева.

Она подчеркнула, что введение кодов – это «разумный подход», но в этом случае двойные ограничения неуместны и не логичны. По мнению эксперта, возможна альтернатива: либо QR-коды и отмена ограничений по режиму работы, либо жёсткие ограничения работы, вплоть до перехода продаж навынос и доставку, но уже без QR-кодов.

Марина Григорьева заметила, что пострадавшие отрасли теряют прибыль. По данным налоговой службы, такие сферы, как туризм и общепит, во время пандемии не снизили валовой доход, но эта информация не отражает действительность.

«Выручка не есть прибыль. Поступление денег на расчётный счёт может быть разным. Например, кредитные средства, которые нужно будет возвращать. Кроме того, растёт стоимость самого продукта, потому что увеличивается стоимость его составляющих: продуктов, ГСМ, транспортных услуг. Соответственно, растёт средний чек, а следом растёт и выручка. Это выглядит так, будто у них всё хорошо. Но на самом деле если посмотреть себестоимость бизнеса в соответствии с той выручкой, которая якобы не упала или где-то подросла, то надо будет говорить о другом финансовом анализе состояния предприятий», - объяснила эксперт.

По её мнению, QR-коды ещё не смогли серьёзно повлиять на состояние малого бизнеса, так как для анализа прошло ещё слишком мало времени. По их применению нужно выстраивать диалог с властью.

Эксперт подчеркнула, что ситуация, когда предприниматели, накопив долги и не успев их вернуть, вынуждены закрываться или каким-то образом диверсифицировать свой бизнес, наблюдается по всей стране, поэтому, по словам Марины Григорьевой, требуется системный подход к пострадавшим отраслям.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области Андрей Лабыгин заметил, что бизнес только начинает адаптироваться к применению QR-кодов, причём большинство тех, кого затронуло это нововведение, надеются, что «государство может откатить назад». Этому способствует развитие событий в Москве, где во время нерабочих дней в сфере общепита действовал локдаун, а с 8 ноября - вообще нет ограничений.

По словам бизнес-омбудсмена, представители «традиционного» общепита сигнализируют о падении выручки на 70% и более. При этом значительная часть отрасли фиксирует подъём – это агрегаторы, доставщики, фаст-фуд. Представители других сфер, в том числе торговые центры и кинотеатры, также «выражают крайнюю обеспокоенность ситуацией».

Андрей Лабыгин заметил, что, вероятно, с QR-кодами придётся жить ещё длительное время. На это указывает и информация о том, что правительство России подготовило инициативы о законодательном закреплении QR-кодов, и мнение надзорных органов, ссылающихся на зарубежный опыт, который показал, что действие QR-кодов – это одна из эффективных мер, с одной стороны, борьбы с распространением ковида, с другой, мотивации к вакцинации.

По словам бизнес-омбудсмена, предприниматели, в первую очередь общепит, понимают, что «если государственная машина запущена, то её сложно остановить», и ставят вопрос о дополнительной, областной поддержке бизнеса: от выплат до объявления налоговых каникул по ряду региональных налогов. Также есть предложение о снижении или вообще отмене арендной платы за муниципальную или государственную собственность. В прошлом году, когда действовали такие льготы, в том числе и на федеральном уровне, частные арендодатели тоже старались снижать платежи. Сейчас этого не происходит.

Кроме того, как заметил бизнес-омбудсмен, если государство стремится «ко всеобщей QR-кодизации», то есть создаются ковид-free-зоны, то другие меры – социальная дистанция, ограничение режима времени, запрет деятельности – должны быть отменены. Такой вариант, по словам Андрея Лабыгина, с самого начала поддержали некоторые предприниматели, например, фитнес-центры, а вот рестораны отнеслись к этому неохотно.

«Общепит - отрасль динамичная, и промедление здесь смерти подобно. Поэтому требуется принятие скорейшего решения. Сроки должны измеряться днями, а не неделями и месяцами, но посмотрим на развитие событий», - пояснил Андрей Лабыгин.

По его словам, общий тренд по стране заключается в том, что государство, стараясь сбить четвёртую волну, будет ограничивать QR-кодами всё, что можно ограничить, до чего дотянется, в том числе и до общественного транспорта (такая мера уже действует в Татарстане).

«Сейчас сталкиваются две ситуации: экономический блок, в частности, в лице предпринимателей, и блок медицинский, государственный. Не хотелось бы, чтобы было так, но мы должны принимать решения, в первую очередь думая о жизни и здоровье граждан», - резюмировал бизнес-омбудсмен.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Девушку скорее возьмут, чем нет». Иркутянка пробилась на шоу «Своя игра» — она рассказала о съемках
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления