Освежим в памяти. До конца 2021 года, как говорил губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, планировалось согласовать с Минобороны участок в районе Позднякова для строительства нового аэропорта. А в третьем квартале 2022-го планируется объявить торги по выбору инвестора.
По первому пункту — новый аэропорт — всё сложно. До сих пор пуговицу найти проще. Процедура согласования Позднякова с Минобороны продолжается. Когда она началась, отловить сложно, будем считать, что это август прошлого года, когда Игорь Иванович сказал секретарю Совбеза Николаю Патрушеву: «Сегодня как никогда мы приблизились к тому, что площадка должна быть определена».
Тогда же стало известно, что губернатор «склоняется» к доработке проекта по аэропорту в деревне Позднякова (недалеко от села Хомутово). Это место трижды не проходило Главгосэкспертизу. Тем и известно. По информации правительства Иркутской области, сейчас среди вариантов размещения нового объекта не только Позднякова, но и старая добрая падь Ключевая (ее отвергли еще в 1976 году).
— Рассмотрение альтернативных площадок под строительство нового аэропорта в настоящее время является преждевременным и будет рассматриваться после официального решения Министерства обороны России, — рассказали в пресс-службе правительства региона.
Второй пункт — выбор инвестора — зависит от первого. В «сером доме» подчеркнули, что заключение инвестиционного соглашения на строительство нового аэропортового комплекса возможно только после «окончательного согласования земельного участка». Всеми ведомствами. Это не только Минобороны, но и МЧС, Росавиация, Минтранс России и так далее. Тут еще надо бы договориться с потенциальными инвесторами. Кто они — известно давно («Новапорт» Романа Троценко, «БазЭл» Олега Дерипаски и «Ренова» Виктора Вексельберга). Правда, нужно помнить о международной обстановке и санкциях, под которые попали бизнесмены, и наверняка придумывать дополнительные «плюшки», чтобы подогреть интерес.
Но с новым аэропортом — ладно, до строительства (которое планировали начать в 2025 году) времени еще вагон и малюсенькая тележечка. И на эти планы, судя по ответу из правительства, «напряженная экономическая обстановка» не влияет ну никак.
— Несмотря на снижение интенсивности международных перевозок, наблюдаемое в настоящее время, инвестиционная привлекательность иркутского авиаузла остается высокой. В связи с геополитической обстановкой ожидается усиление тренда на развитие внутреннего туризма в РФ. Также позитивными факторами остаются решения федерального правительства о субсидировании авиаперевозок внутри страны и туристского кешбэка, — сказали мне в правительстве.
То есть никто в правительстве региона не собирается плюнуть на идею развить аэропорт, тем более что это прописано в стратегии социально-экономического развития Иркутской области до 2036 года.
Но вот смотрите. С новым аэропортом всё вообще непонятно. Может, имеет смысл сосредоточиться на том, что есть? Построить, например, новый терминал, а то камень стынет, а мы как будто слегка топчемся на месте. Крупные «собратья» иркутского аэропорта — Красноярск и Новосибирск — смотрятся лучше как по пассажиропотоку и обработке грузов, так и по финансовым показателям. Если проанализировать отчеты за 2021 год, то можно сделать вывод: иркутский аэропорт хоть и входит в пятерку сибирских авиаузлов, которые улучшили свои показатели по сравнению с пандемийным периодом, но всё-таки он — вместе с Томском — перепрыгнуть результаты 2019-го не смог (а, например, всё те же Красноярск и Новосибирск смогли).
Конечно, тут дело может быть куда глубже. Может, с точки зрения потенциальных инвесторов, развивающих новые производства, Красноярск и Новосибирск как точки на карте просто интереснее, чем Иркутск. Но в моем идеальном мире с единорожками и бабочками это не должно мешать развитию инфраструктуры. Мы же вроде хотим привлекать побольше туристов, задерживать их в Иркутске, оттягивать их деньги и интерес от Байкала. Всё какие-то наивные девчачьи вопросы, да?
Благо, что аэропорт зарабатывает, каждый год потихоньку прибавляя в финансах. Например, по итогам 2021 года чистая прибыль в 2,2 раза превысила показатель 2020-го и достигла более 820 миллионов рублей. Это позволяет аэропорту понемногу ремонтировать здания и взлетно-посадочную полосу. По данным правительства, в 2020–2021 годах на эти цели израсходовано 150 миллионов рублей, а на 2022-й запланировано 174,6 миллиона. И это без помощи региональной казны, хотя иркутский аэропорт принадлежит области.
Получается, что с новым терминалом тоже полная засада. Выясняется, что решение о его строительстве будет принимать правительство региона «в рамках согласования конкурсной документации на развитие авиаузла» (которым, напомню, пока еще не пахнет). Этот вопрос «будет зависеть от экономической целесообразности, расчетного пассажиропотока и планируемой даты ввода в эксплуатацию взлетно-посадочной полосы и аэропортового комплекса на новой площадке».
Круг замкнулся. Птички улетели. Мечтать по-прежнему невредно.
Как вы думаете, будет ли у Иркутска новый аэропорт?