Минпромторг РФ сократил количество моторов ПД-14 для иркутского лайнера МС-21, которые должны выпустить до 2026 года. В этом году планировалось передать заказчику 12 установок, а в 2025-м — 24. В итоге в 2024 году ПД-14 выпустили только два, планы на 2025 год сократились до семи единиц, сообщают «Известия».
О корректировке объемов выпуска двигателей «Известиям» стало известно из пояснительной записки к проекту постановления правительства, который подготовило ведомство.
Из документа следует, что в следующем году планируется собрать семь ПД-14, а в 2026 году — 28. При этом, согласно программе развития авиационной промышленности до 2030-го, в 2025–2026 годах планировалось выпустить 30 ПД-14, а в 2026 году — 48.
Моторы для МС-21 производит Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК). PW1431G американской компании Pratt&Whitney. Введение международных санкций сделало невозможным дальнейшее их применение.
В пресс-службе Минпромторга сообщили «Известиям», что изменения направлены на синхронизацию планов с положениями Комплексной программы развития гражданской авиаотрасли (КПГА) до 2030 года.
— Производство двигателей осуществляется в соответствии с договорами поставки, заключенными с производителями воздушных судов. Изготовление двигателей ранее сроков, предусмотренных договорами, экономически нецелесообразно и связано с возникновением расходов по хранению двигателей, консервации, — цитирует издание пояснительную записку.
Наверстать объемы планируют в 2027–2030 годах, отмечается в документе.
По словам исполнительного директора «Авиапорта», авиаэксперта Олега Пантелеева, для МС-21 применяются по две силовые установки ПД-14 на самолет. На этой основе можно сделать расчет количества самолетов, планируемых к сдаче в 2025–2026 годах, добавляет основатель сервиса безопасности полетов RunAvia, авиаэксперт Андрей Патраков. Так, до конца 2026 года в России могут вступить в строй до 17 многоцелевых авиалайнеров МС-21.
Глава Минпромторга России Антон Алиханов в интервью телеканалу «Россия 24» рассказал о сроках, когда начнутся полеты полностью импортзамещенного самолета МС-21 с российским двигателем ПД-14. Ранее премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что первые поставки отечественного самолета МС-21 в авиакомпании могут начаться уже в 2025 году.
— ПД-14 у нас уже готов, сертифицирован, и здесь мы находимся в графиках. В начале следующего года у нас, собственно, уже начнутся сертификационные полеты на нашем полностью отечественном ПД-14. И в конце марта — в начале апреля начнутся полеты уже в полностью импортозамещенном облике МС-21, это тоже очень большое достижение, — рассказал Антон Алиханов.
Первые МС-21 планировалось поставить авиакомпаниям в 2024 году, но в мае стало известно, что срок перенесен. Это связано с санкциями западных стран, которые ввели после начала спецоперации. Весной 2024-го в «Ростехе» заявили, что пока не сформирован финальный облик лайнера, кроме того, из-за замещения деталей изменились весовые характеристики МС-21. По мнению экспертов, перенос сроков связан с тем, что отрасль авиастроения пересмотрела приоритеты в сторону боевой авиации. Тем не менее, заслуженный летчик Владимир Попов считает, что 2025 год должен охарактеризоваться тем, что мы все-таки выдадим на-гора первые самолеты и любой ценой передадим их авиакомпаниям.
МС-21 планирует получить «Аэрофлот» в сентябре 2025 года. В число других эксплуатантов нашего лайнера войдут также дальневосточная «Аврора» (хотя изначально говорилось, что авиакомпания не будет закупать иркутские самолеты), иркутская «ИрАэро» и белорусская «Белавиа». Отметим, что в Белоруссии планируют производить комплектующие для обслуживания МС-21.
Летом журналистам показали цех № 277, в котором собирают среднемагистральный пассажирский самолет МС-21.
Новый самолет МС-21 может получить дополнительную, укороченную версию. Такую идею озвучил первый зампред правительства России Денис Мантуров. По его словам, это могло бы решить проблему с импортозамещением систем лайнера. Редакция «ИрСити» поговорила с экспертами, чтобы узнать, зачем укорачивать МС-21 на самом деле.