

«Она не уважает ваше время, но вы скажете спасибо». Почему геймерам обязательно стоит поиграть в Kingdom Come: Deliverance II
С начала 2025 года прошло всего 2,5 месяца, а в мировой игровой индустрии уже появился проект, который может забрать статус лучшего. Речь идет о Kingdom Come: Deliverance II, сюжетной ролевой игре в открытом мире, которая погружает геймеров в атмосферу средневековой Чехии, раздираемой гражданской войной. Первая часть серии вышла в 2018 году и произвела фурор в индустрии. Создавая продолжение, разработчики ставили перед собой еще более масштабные задачи и задействовали еще более серьезные ресурсы.
Журналист «ИрСити» Даниил Конин провел более 90 часов во вселенной Kingdom Come: Deliverance II и рассказал, почему эта игра заставит себя либо искренне полюбить, либо столь же чистосердечно возненавидеть.
Разработкой KC: D II занималась компания Warhorse Studios. Ее основатель — чешский геймдизайнер и сценарист компьютерных игр Даниэль Вавра (ранее он работал над дилогией Mafia, ставшей одной из культовых в индустрии). Анонс проекта состоялся весной 2024 года, однако фактически работа над ним началась сразу после выхода первой части в 2018-м. Над созданием Kingdom Come: Deliverance II работало более 200 человек. Бюджет составил 40 миллионов долларов. За две недели с момента релиза было продано свыше двух миллионов копий.
О чем была предыдущая часть Kingdom Come: Deliverance?
Главный герой игровой серии — чешский паренек по имени Индржих (он же Индро, он же Генри в английской локализации проекта).
Индржих родился и вырос в деревушке Скалица, где находился один из центров добычи серебра в Богемии. Он был сыном кузнеца, мечтавшим странствовать по миру и узнавать что-то новое.
В 1403 году Скалица попала в эпицентр сражений между сторонниками законного короля Чехии Вацлава IV и его брата Сигизмунда Люксембургского, который посчитал своего родственника слабым правителем и попытался сместить его с престола. Сигизмунд направил свои войска во владения феодалов, поддерживавших законного монарха.
Армия, в основе которой были наемники из Венгрии (в игре их называли половцами), двинулась на Скалицу и сожгла ее дотла, во время резни погибли отец главного героя (кузнец Мартин) и его жена. Часть деревенских жителей удалось укрыть в замке феодала Рацека Кобылы из Дворца, но Индржих не успел там оказаться. Ему пришлось бежать в соседний замок Тальмберк, чтобы предупредить всех о наступающей со стороны Скалицы угрозе.
Впоследствии Индржих пошел на служение пану Рацеку, который выделял его среди среди всех несмотря на статус простолюдина (как оказалось, он делал это потому, что Индржих был бастардом — незаконнорожденным сыном Рацека, отданным на воспитание кузнецу Мартину).
Главному герою предстояло выполнить множество испытаний, чтобы найти убийцу своих родителей — рыцаря Маркварта фон Аулитца и других приспешников Сигизмунда. За это время он превратился из обычного сына кузнеца в оруженосца вельможного пана Яна Птачека из Пиркштайна, став его правой рукой.
В конце первой части Kingdom Come: Deliverance Индржих, Птачек и их свита отправились в Кутна-Гору — один из богатейших городов Богемии, чтобы склонить на свою сторону Отто фон Бергова, одного из самых важных чиновников Чешского королевства. Именно с этого путешествия и начинается Kingdom Come: Deliverance II.
Окружение
Одно из главных достоинств игры — детально проработанный аутентичный открытый мир. Он состоит из двух масштабных локаций: Богемского края, в которой проходит первая половина сюжета, и окрестностей Кутна-Горы. По объему сюжета сиквел превзошел оригинал почти в два раза — активностей было очень много.

Игровой мир очень большой, чтобы изучить все, понадобится много времени
Разработчики создали фотореалистичное окружение, положив в основу реальные карты местности. Там были отражены все холмы и овраги, ручьи и речки, леса и поля и, конечно же, исторические поселения, которые когда-то находились в границах территорий.
На первом уровне игры центральным местом стала крепость Троски, которая построена между двумя базальтовыми шлаковыми конусами (когда-то на этом месте находился давно потухший вулкан). Именно сюда держали путь главный герой Индржих и его пан Ян Птачек. Сооружение выглядит монументально, в игре это было показано очень хорошо.

Замок Троски смоделирован на основании фотографий и сохранившихся старинных изображений

Масштабы впечатляют
Кутна-Гора (в английской локализации город называют на немецкий манер — Куттенберг) был вторым по размеру городом средневековой Чехии, уступая лишь Праге. Здесь находился королевский монетный двор, где чеканили государственную монету — чешский грош.
Игровая версия Кутна-Горы значительно меньше реальной — она состоит «всего лишь» из пары десятков улиц. При этом здесь можно найти одни из главных достопримечательностей городка: кафедральный собор Святой Варвары, Влашский монетный двор (эта локация станет одной из важных для сюжета), кутногорский фонтан (в реальности он появился чуть позже времени действия игры) и другие объекты.

Примерно так мог выглядеть крупный средневековый город в XV веке

Знакомьтесь, это Индро, главный герой повествования
Прогулка по центральной улице Кутна-Горы
В окрестностях Тросок и Кутна-Горы разбросано множество небольших поселений. Некоторые из них состоят из пары улиц и нескольких домов, некоторые — чуть крупнее. Более состоятельные деревни могли позволить себе иметь собственную ратушу, где заседали рихтаржи — представители королевской власти. Там же можно было найти различные торговые купеческие лавки, ремесленные дворики и тому подобные объекты, которые обеспечивали местных пропитанием и вещами первой необходимости.

Деревня Тросковице — одна из самых крупных, где вам предстоит побывать в начале игры

Развалины сожженного замка панов из Семина
Во время игры можно встретить людей, которые рассказывают истории разной степени бредовости. Но некоторые из них могут натолкнуть вас на что-то интересное (например, на клад в лесу)
Между крупными и мелкими поселениями расположились лагеря, где можно передохнуть после долгой дороги, поиграть в зонк (популярная в Богемии XIV–XV веков игра с костями, цель которой — набрать определенное количество очков, собрав различные комбинации) или размять руки в кулачном поединке или битве на мечах.

В придорожном лагере можно отдохнуть и перекусить

И даже поиграть в кости
Лучше, чем было
Одной из главных претензий к первой части Kingdom Come: Deliverance была ее чрезмерная хардкорность. Это объяснимо миром игры: в ее начале главный герой умеет только пить пиво и кидаться навозом в дома своих обидчиков. Игра предполагала систему прокачки различный умений (силы, ловкости, красноречия и обаяния), с помощью которых геймер мог бы сам выбирать, как ему проходить игру — убивать всех на своем пути, красть все необходимое или находить правильные слова для решения конфликтов и достижения своих целей.
В продолжении Индржих уже не такой бестолковый оболтус: он обучен читать и писать, закален в боях, у него уже есть опыт общения с высокопоставленными людьми. Из-за определенных событий (не будем спойлерить, если вы еще не играли, но хотите попробовать) он утерял часть навыков в прологе KC: D II, но это вполне разумно и объяснимо.
Процесс наполнен различными мини-играми, для успешного прохождения которых нужно прокачивать навыки. Например, здесь показан взлом замков — с его помощью можно открывать сундуки с драгоценностями или двери в чужие дома
Алхимия — одно из самых неспешных, но при этом крайне полезных занятий. С ее помощью можно скрафтить множество снадобий на пользу себе и погибель врагу
А еще в игре можно вознести молитву Господу
Боевая система Kingdom Come: Deliverance II осталась такой же специфичной. Она строится на выборе вектора атак и парировании выпадов соперника. Сражаться можно длинными или короткими мечами (с последними можно использовать щиты), топорами, молотами, булавами. Стрелковое оружие представлено луком, который был в первой части, а также арбалетами и огнестрельными пищалями. Кстати, пищалями пользоваться было очень сложно, за всё время игры я сделал из нее не больше пяти выстрелов — и каждый раз это было обосновано сюжетом. Остальное же время я либо фехтовал длинным мечом, либо использовал лук с дальнобойными стрелами.
Демонстрация боевой системы в игре на примере мечевого боя
На соревнованиях по стрельбе могут возникнуть сложности. Нужно не только попасть в мишень, но еще и найти именно свою. Как видите, у меня с этим были проблемы
Разработчики не стали отказываться от своей идеи сохранения игрового прогресса через сон в домах или убежищах, а также через питье спасительного шнапса (алкогольного напитка, который можно приобрести в корчме или у аптекаря, а также сварить самому на алхимическом столе). Многим геймерам эта механика пришлась не по душе, но я не вижу в этом никакой проблемы. Отсутствие возможности сохраниться в любой доступный момент (технически это всё-таки можно сделать, выпив шнапс, но его, как правило, всегда не хватает) заставит вас тщательно готовиться к выходу в люди: латать броню и одежду, точить оружие, собирать снаряжение.
В игре есть множество активностей: Индржих может самостоятельно выковать себе меч (чем выше уровень навыка «ремесло», тем более качественным будет оружие), сварить какое-нибудь снадобье, поучаствовать в кулачных боях за деньги, в рыцарском турнире (за победу в нем вас наградят хорошими доспехами и парой сотен грошей) или соревнованиях среди самых метких стрелков, поиграть в кости, сходить в купальню и провести время в приятной компании молоденьких мыльщиц.
В игре нужно следить за состоянием оружия
Строгое прохождение основной сюжетной ветки занимает порядка 40–50 часов, но большое количество побочных заданий и активности может растянуть время игры. К примеру, у меня на это ушло порядка 90 часов. Находясь в Kingdom Come: Deliverance II нужно быть готовым к тому, что игра не будет уважать ваше свободное время. Но вы за это скажете спасибо, потому что она отплатит насыщенным сюжетом, интересными персонажами и качественным окружением, которое хочется изучать.
А тормоза будут?
Современная игровая индустрия, кажется, забыла о том, что проекты должны быть не только красивыми и технологичными, но и оптимизированными. По данным Steam, около трети геймеров играет на относительно слабом железе, и большинство новинок на них либо не запускаются вовсе, либо работают с огромным трудом.
В случае с Kingdom Come: Deliverance II оптимизация находится на высоте. При ее создании использовался тот же движок, что и в первой части, он был доведен до ума и отполирован до блеска. Большую часть игры я наблюдал весьма комфортные 50–60 кадров в секунду на высоких настройках качества изображения. Производительность падала только на оживленных локациях (в Кутна-Горе количество кадров снижалось до 30–40, иногда встречались незначительные подлагивания).
В остальном же техническое состояние игры можно оценить как близкое к идеальному. За 90 часов я лишь раз столкнулся с вылетом, да и тот был вызван нехваткой оперативной памяти из-за большого количества одновременно запущенных программ.
Так стоит ли в нее играть?
Kingdom Come: Deliverance II подойдет не только тем, кто играл в первую часть серии. Пролог к продолжению довольно подробно объясняет предыдущие события устами главного героя и других персонажей. Кроме того, разработчики очень внимательно подошли к созданию игровой энциклопедии (раздел «Кодекс»), поэтому для понимания происходящего будет достаточно внимательно читать игровые диалоги и статьи в энциклопедии.
Главным достоинством игры я бы назвал детально проработанный сюжет: несколько неожиданных поворотов по мере прохождения тайтла повергнет вас в шок. Все действия, которые вы будете предпринимать во время игры, обязательно скажутся на итоге игры. Порой KC: D II заставляет делать непростые моральные выборы. Например, сжечь деревню и обречь десятки мирных людей на смерть, но оттянуть тем самым внимание замковой стражи на это событие; или же сохранить жизнь селянам, но столкнуться с ожесточенным сопротивлением гарнизона крепости, который будет находиться на месте.
Главный герой будет таким, каким вы его сделаете сами, но мне понравилось то, какие варианты «строительства» персонажа предложили разработчики. Игра полна «серой морали», но в конечном итоге только лишь от вас зависит, каким будет финал.
Минусы, впрочем, тоже есть. Как и первая часть, вторая осталась такой же недружелюбной к игроку. Систему сохранений через сон или спасительный шнапс я готов принять как необходимую условность, которая глубоко погружает игрока в процесс планирования своих действий. Но вот боевая система (в первую очередь — стрельба) продолжает создавать множество неприятностей. Впрочем, это может побудить кого-то проходить игру «мирным» путем, избегая столкновений и отыскивая какие-то лазейки. Сделать это нелегко, но порой всё-таки можно. Вопрос лишь в том, сколько часов вы потратите, долбясь в стену.

А вы уже успели поиграть в Kingdom Come: Deliverance II?
Больше новостей, фотографий и видео с места событий — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и узнавайте всё самое интересное и важное из жизни региона первыми.