Миф о том, что в Иркутске из действующих промышленных заводов остался только авиационный, существует давно. Журналисты «ИрСити» решили развенчать его и в рамках проекта «Город изнутри» отправились на Иркутский релейный завод, который, да-да, всё ещё существует. О нём знают немногие, потому что предприятие работает на оборонно-промышленный комплекс, но каждый день более 500 человек создают реле, которые расходятся из Иркутска по всей стране.
Завод с историей
Свою историю завод ведёт с 1934 года, это одно из старейших предприятий Иркутска. Тогда на базе кустарных ремонтно-механических мастерских производили гальванические элементы питания. В годы Великой Отечественной войны завод выпускал анодные батареи к полевым телефонам, радиостанциям, а также детали для мин. Когда в середине 40-х жизнь окончательно вернулась в мирное русло, практически с нулевого цикла запустили серийное производство нескольких акустических приборов: уличных громкоговорителей, батарейных радиоприёмников.
Ещё через 10 лет основной специализацией завода стали реле. Предприятие пережило перестройку, распад СССР, «лихие 90-е» с рейдерскими захватами, пережило, сохранив своё имя, известное далеко за пределами Приангарья.
Реле — электрическое или электронное устройство, предназначенное для замыкания или размыкания электрической цепи при заданных изменениях электрических или неэлектрических входных воздействий. Обычно под этим термином подразумевается электромагнитное реле — электромеханическое устройство, замыкающее и/или размыкающее механические электрические контакты при подаче на обмотку реле электрического тока, порождающего магнитное поле, которое вызывает перемещения ферромагнитного якоря реле, связанного механически с контактами и последующее перемещение контактов, коммутирует внешнюю электрическую цепь.
Здание, в котором сейчас располагается завод (ул. Байкальская, 239), было построено примерно в конце 60-х – начале 70-х. Строили постепенно, активно помогали сами работники релейного. До этого времени завод находился в центре города, на улице Дзержинского, где сейчас располагаются торговые ряды.
Когда работа в удовольствие
Просто так попасть на территорию завода не получится: на проходной внимательно следят за потоком входящих и выходящих сотрудников, которые прикладывают пропуска к турникетам. Такая осторожность неслучайна – завод входит в перечень стратегических предприятий оборонно-промышленного комплекса страны. Сегодня 84% производимой продукции – заказы оборонки.
Первое место, куда мы попали, – это цех, где происходит герметизация корпуса реле. Порядок тут, как в хирургии: халаты, бахилы, головные уборы. На входе – кабина с магнитным ковриком и обдувами, чтобы ни одна пылинка не попала в так называемую «чистую комнату», или «аквариум», как называет её Сергей Зимников, начальник 10-го цеха, хозяин всей этой чистоты и порядка.
«А что, чем мы отличаемся от Японии? Да ничем! Мы тоже – держава!» - с гордостью говорит он, проводя нас в цех. Здесь реле проходят финишную очистку, их наполняют сухим очищенным сжатым воздухом. Именно поэтому в комнате соблюдается абсолютная чистота, запылённость не должна превышать один микрон. О своей работе Сергей Герасимович говорит с упоением, глаза у него горят, и тогда искренне недоумеваешь, почему в Иркутске не знают, что завод работает, ведь работает, да ещё как - с огоньком, с азартом!
Детали реле мелкие, просто неприлично мелкие! Рабочие орудуют пинцетами, небольшими плоскогубцами, что-то обрабатывается под микроскопом. Технологии развиваются, постепенно заменяется оборудование. Вместо великанов советских времён в цехах появляется компактное немецкое и японское оборудование. Завод стремится к производству более качественного товара, например, если раньше гарантия на реле была 12 лет, то сейчас завод даёт 25 лет гарантии.
Готовые реле необходимы для первой ступени запуска космических спутников. Изделия Иркутского релейного завода являются составными частями в ракетных комплексах «Тополь» и «Редут», в оперативно-тактическом ракетном комплексе «Искандер», в системах управления самолётами и судами, в системах наведения огня и приборах ночного видения.
Занимается релейный и внедрением в производство новых направлений. Например, в 2010 году начали работать с сверхвысокочастотными соединителями (СВЧ-соединители), которые нужны для работы радаров. У заводов-изготовителей нет технической возможности для создания подобных деталей, поэтому их делает и поставляет Иркутский релейный завод.
Нам показывают и реле, необходимое для работы метро, железнодорожного транспорта, лифтового оборудования. Демонстрируя их, девушка-инженер говорит: «Посмотрите какие маленькие, симпатичные!». Их отправляют из Иркутска в Тверь. Вообще, география заказов обширна: от Калининграда до Владивостока и от Норильска до Владикавказа.
Но, пожалуй, самое интересное место на заводе – это испытательная станция. Под мерные щелчки включающихся-выключающихся реле в камерах всё, что было произведено умелыми руками в цехах завода, подвергают климатическим и механическим испытаниям. Длятся они долго: чтобы удостовериться в безотказности изделия, нужно 11 тысяч часов. Показания тщательно фиксируются: их записывают в специальные паспорта, а также автоматически они сохраняются в компьютере.
Нас провели, кажется, по всем цехам завода, где-то паяли, где-то настраивали новое оборудование, где-то вытачивали основы для будущих деталей, где-то их собирали, опустив глаза в микроскопы. Видно, что жизнь на заводе кипит и замирать не собирается. Поэтому смело можно сказать: мнение о том, что в Иркутске работает только авиазавод, - всего лишь миф.