Предупреждая обвинения в варламовщине: да, заголовок – наглый плагиат. Формат «плохой – хороший» - это удобно и наглядно. Но мне и самой не нравится, когда залётные блогеры или журналисты проскачут галопом по городу, найдут пару помоек и потом радостно поливают грязью. Так что помоек здесь не будет, они всё равно везде одинаковые. Это взгляд на Иркутск человека, живущего здесь всю жизнь. На полноту охвата проблем не претендую. И да, именно сейчас, перед юбилеем, потому что потом все опять на пять лет забудут, что «Иркутск - середина земли».
Портал «ИрСити» начинает публиковать мнения иркутских блогеров и пользователей соцсетей на актуальные для наших читателей темы. Первой мы приводим публикацию блогера carrrsa (фотограф Алёна Гильмуллина) об Иркутске, которая особенно актуальна накануне 355-летия. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Орфография и пунктуация сохранены.
Иркутск - это город туннельного зрения и туннельного же мышления. Почему у нас можно увидеть такое, от чего иркутяне хохочут до слез? А просто кому-то надо было повесить баннер. Повесили. Отойти на пару шагов и посмотреть, что, собственно, получилось - не, не умеем, в рабочие обязанности не входит.
Иркутск гордится тем, что он – город старый, 355 лет на днях. У нас есть прекрасные архитектурные образцы, есть история. Бережное отношение к истории и архитектуре чаще встречается на словах.
Деревянное кружево - особая гордость города. Это заметно. Впрочем, домиков с резьбой у нас много, одним больше, одним меньше...
Иркутск позволяет угробить и то прекрасное современное, что приносило немалые деньги в бюджет, давало рабочие места. Закрыты заводы. От предприятия иммунопрепаратов остался пшик. Нет БВК.
ИВВАИУ тоже нет. Иняз на последнем издыхании. Что следующее?
И даже здания выгоднее превратить в руины. Ведь стояло бы, пришлось бы что-то придумать, что-то новое там организовать. Нет дома - нет проблемы. Земля есть, место хорошее.
Следы пожарищ в городе везде. Их не торопятся разбирать. Их даже не огораживают, заходи, и не страшно, если на голову упадет обгоревшая балка. Правила безопасности? Не, не знаем.
А на окраинах такая плотная дачная застройка, что даже пожарная машина проехать не может. Что ж, это тоже исторически сложилось. Иркутск когда-то уже сгорел почти полностью. Сейчас по частям.
Город старый, узкие улицы, давно не справляющиеся с потоком машин. Мест для парковки катастрофически не хватает. Впрочем, как почти везде.
Иркутск вытянут вдоль берегов Ангары, которые соединены четырьмя мостами. Утром поток движется с левого берега на правый, вечером с правого на левый. Пробки. А по этому мосту еще хотят пустить общественный транспорт, сейчас только несколько маршруток ездит. Будет совсем плохо, если так сделают.
Асфальт имеет странное свойство таять весной вместе со снегом. Впрочем, к осени мало-помалу опять нарастает. Но заплатками.
Колонка с водой. Центр. В Иркутске до сих пор не у всех есть водопровод.
"Город контрастов" - привычная картинка для любого иркутянина.
Новая мода - завешивать аварийные дома тряпками с нарисованными фасадами. Не на время ремонта, а вообще.
Построить с помпой квартал исторической застройки и испортить его неоном, киосками, вывесками и прочим пластиком. Посмотреть, что получается? Не, не умеем, туннельное зрение.
Китайщину припрятали немножко, ну и что, что отовсюду торчит?
Погода в Иркутске, хм, разная. Резко континентальный климат. Зимой очень холодно, летом очень жарко. Снег может выпасть, не взирая на календарь.
Но всё же летом обычно очень жарко. Поэтому несколько лет город задыхается в дыму лесных пожаров.
А еще каждый год мы переживаем нашествие моли. Эти червяки в паутине - яблонная горностаевая моль. Город напоминает Сайлент Хилл.
В Иркутске можно незаконно рубить деревья, и никто не будет нести за это ответственность.
Впрочем, далеко не всегда жизнь в городе предсказуема. Только у нас предвыборный митинг кандидата в губернаторы может не состояться из-за абсолютной неявки митингующих во главе с кандидатом. А через несколько дней этого кандидата большинством голосов изберут. Здесь не работают привычные всем пиар-технологии и прогнозы политологов. Это хорошо. Здесь не присутствуют логика и здравый смысл. Это плохо. Зато не скучно.
А вместо веселого карнавала может получиться унылое рекламное шествие.
Реклама вообще - беда и боль Иркутска. Рекламные баннеры нависают над тротуарами. Раньше висели над дорогами, но их заставили передвинуть. А все равно положенные по закону метры не соблюдаются.
За содержанием рекламных плакатов никто не следит. Женщина - не голая, все в порядке, да?
Не избежал Иркутск и заразы псевдонационального колорита. И русские, и сами буряты всегда в Сибири ели позы. И в городах, и даже в дальних деревнях. Позы - традиционное бурятское блюдо, очень вкусно. Есть специализированные едальни, где позы являются основным блюдом - это "позные". Но кто-то придумал, что позы теперь модно называть дурацким словом буузы. На этом не остановились, и стали появляться буузные. Буу.
И самый первый, советский ещё крупный торговый центр. Внутри его уже отремонтировали по современным стандартам. Снаружи здание не ремонтировалось, похоже, никогда. Если его не частично, а целиком завесить рекламой, может, будет не так убого? Особенно если побольше, побольше баннеров про любовь к Иркутску повесить?
Ведь всё равно мы его любим. Как умеем, так и любим.
***
Про хороший Иркутск тоже будет.