Город Оккупация иркутского «Версаля»

Оккупация иркутского «Версаля»

Корреспондент «ИрСити» разбирался в конфликте собственников торгового центра на Академической, 31.

Иркутский торговый центр «Версаль» трясёт от разборок между семью собственниками, которые никак не могут поделить и сам комплекс, и деньги от аренды его площадей. По сути, весь конфликт крутится вокруг двух предпринимателей – бывших супругов Татьяны Казаковой и Дмитрия Матвеева. Юристы первой стороны заявляют о задолженности второй стороны на 170 миллионов рублей, юристы второй – о самоуправстве первой. А крайними становятся микропредприятия, арендующие торговые павильоны.

Пятничное, второмартовское утро, холодно и слякотно. Торговый центр «Версаль» уже открылся, горит свет, посетителей пока мало – на всю площадь человек десять, если считать вместе со мной. У магазинчика с бытовой химией и ванными принадлежностями - «Фикус» - толпится семь широкоплечих, подтянутых молодых мужчин с пружинистой походкой и мощными кулаками. Пара человек отделяется от них и неторопливо поднимается на второй этаж.

Я делаю несколько кругов по первому этажу, широкоплечие подозрительно косятся на меня, то же самое на втором и на третьем. Захожу в посудный «Фисман», болтаю с милой девушкой о сковородках и плитах. Потом шёпотом спрашиваю:

- Что за бравые парни ходят по «Версалю»?

- Охранники. Не совсем «версалевские», тут у них свои дела, мы никак не вникаем, - иронично улыбается моя собеседница.

- Говорят, что сама Татьяна Казакова бывает, - как бы между прочим вставляю реплику и вижу, как в глазах продавца искрится лёгкий смех.

- Бывает, - она внимательным взглядом провожает проходящего мимо одного из широкоплечих, - Не просто же они тут ходят. Но к нам пока не лезут, кому-то больше достаётся.

По дороге к «Фикусу» мысленно прикидываю план прорыва блокады. А в это время раздаётся шелест опускающихся жалюзи – широкоплечие закрывают павильоны.

- Не работает! – останавливает меня на входе один из них - невысокий крепкий парнишка.

Тут же нас окружают другие бравые ребята и, перебивая друг друга, кричат: «Девушка, да вы заходите, не слушайте никого! Вон к кассиру подойдите!» Я делаю шаг внутрь, парнишка мне зло улыбается:

- Вы ничего не купите. Вы не понимаете?

- Да, не понимаю! – с вызовом заявляю я. - Большинство присутствующих, наоборот, говорит, что входить можно!

После этого гордо иду в торговый зал к зубным пастам. Сидящий на кассе мужчина с бездонной тоской в глазах вполголоса успокаивает: «Да это собственники что-то делят между собой».

«Не моя война»

О скандале между владельцами «Версаля» стало известно в последние дни февраля – в сети появилось обращение к президенту России от лица арендаторов, в котором говорилось, что с 22 февраля «группа неустановленных лиц» во главе с Татьяной Васильевной Казаковой «блокирует работу центра».

Правозащитник Денис Андриянов рассказал, что «Версаль» принадлежит семи собственникам, три из них – Распутина Галина Николаевна, Распутина Алевтина Фадеевна, Гордеева Галина Алексеевна – владеют 36% уставного капитала. По заявлению юриста, конечным бенефициаром является Татьяна Казакова: «Они собственники на бумаге. Весь доход получает Казакова».

По данным системы «СКРИН-Контрагент» связь между женщинами проследить сложно. Но их «послужной список» удивляет. Например, у Гордеевой есть 5,88% в животноводческом кооперативе «Степь» в Пензенской области, ранее ей принадлежало 100% компании «Флеминг» и 40% - в ООО «Марион», а до 10 января 2012 года она была директором средней школы №51 в Ярославле.

Андриянов также подчёркивает, что доля Казаковой, как и всех собственников, не выделена, то есть при желании «она может блокировать работу любых павильонов».

Остальные 64% распределены между Вороновым Юрием Евгеньевичем, Михаленко Екатериной Михайловной, Розенталь Римой Ивановной и ООО «Автоцентр «Баланс». А конечным получателем денег в этой группе собственников, якобы, является бывший муж Казаковой – Дмитрий Матвеев.

Интересно, что, по данным всё той же системы СКРИН, «Автоцентром «Баланс» владеют обе стороны: 40,67% принадлежит дочери Татьяны Казаковой Ольге, 56,33% - матери Дмитрия Матвеева Светлане.

«Была инициатива разделить ТЦ «Версаль» по павильонам, но так не получится, она (Татьяна Казакова – ред.) может спокойно сказать: «Я не хочу, чтобы у вас был доступ к этому павильону», и отгородить. Если там ставить перегородки, это будет нарушать пожарную безопасность. Нам такого рода разделение никто не согласует», - пояснил Андриянов.

По его словам, Казакова требует оплаты якобы существующей задолженности за аренду. Решения суда о взыскании задолженности нет, нет и судебного решения о выселении арендаторов. «Это признаки самоуправства», - заявляет юрист.

Через неделю после начала разборок, 1 марта, около 100 представителей арендаторов «Версаля» вышли на пикет на площадь Труда перед зданием цирка.

Владелец магазина сантехники Геннадий Деменков рассказывает, что договор заключён с управляющей компанией торгового центра, ему выставили восемь счетов – семи собственникам и УК, и по всем он платил. 25 февраля его павильон закрыли:

«По большей части он закрыт, потому что не пускают, ставят охрану, всех выталкивают, никому не дают заходить. Сама Татьяна Казакова тоже – при мне даже было, как бабушек, дедушек не пускали, и всё. Я-то открываюсь утром, но приходят и встают, и так весь день».

Михаил Михалевич, у которого магазин посуды «Фисмен», подтверждает эту информацию, а потом добавляет: «Покупателей отгоняют от магазинов, мы вынуждены терпеть убытки: товар уже куплен, кредит взят, надо по нему платить, зарплату всегда надо платить, аренду надо платить. Покупатели боятся туда ходить, сегодня дымовую шашку, завтра гранату кинут, или ноги переломают. Мы эти праздники отторговали очень плохо».

Он также сравнивает нынешнюю ситуацию с тем, что было в 90-х годах, когда «за крышу всегда просили деньги».

В блокаду попал и гриль-бар «Поперчили». Его директор Снежанна Арацева встревоженно подчёркивает: «Произвол чистой воды, 22 числа как фашисты без объявления войны, взяли и перекрыли всем движение». Она заявляет, что Татьяна Казакова лично ей угрожала и требовала 7 миллионов рублей. Но при этом Арацева продолжает платить зарплату сотрудникам бара, потому что понимает: «Если мы их всех распустим, мы потом их не соберём». Работники и сами не собираются уходить. По словам 20-летнего официанта Вячеслава, никто не увольняется, коллектив планирует отстаивать своё место работы до конца.

1 из 2

Юрист управляющей компании торгового центра Егор Александрович рассказывает, что аналогичные ситуации были и в конце 2015-го, и в начале 2016-го. А в этом году, до 22 февраля, несколько раз были инциденты, когда юристы «пострадавшей стороны» обклеивали павильоны ленточками, но с ними вопрос «решался».

«Если есть претензии, мы готовы рассмотреть в нормальном гражданском диалоге, то, что сейчас происходит, – это какой-то бандитизм! Поведение Татьяны Васильевны Казаковой мне не понятно, кем она является в торговом центре, мне не понятно, документов, удостоверяющих личность и удостоверяющих её полномочия, никогда не предоставлялось. Полиция, слава богу, начала что-то делать, но в торговом центре до сих пор находятся люди, которые своим агрессивным поведением пугают народ», - заявляет молодой человек.

В пресс-службе полиции Иркутской области поясняют, что действительно за последнее время поступило несколько заявлений от собственников и арендаторов, но эти внутренние разборки должны разрешаться собственниками самостоятельно, хотя информацию о якобы самоуправстве некоторых владельцев «Версаля» сейчас проверяют.

Выбросить половину кухни

- Учёт у нас, закрыто! - многозначительно округлив глаза, вылетает на меня из дверей «Поперчили» Ольга Казакова – невысокая блондинка в полушубке с худым и жёстким лицом.

- А надолго? - спрашиваю я, слегка оторопев от такой встречи.

- Неделю ещё будет закрыто, - говорит она и отворачивает меня от дверей.

- А почему?

- Потому что сотрудники у нас проворовались, мы их закрываем, вот полицию ждём, - просто отвечает мне Казакова-младшая и взглядом мне указывает, что задерживаться здесь не стоит.

Тут же из ресторана выскакивает Вячеслав: «Вы к нам? Мы работаем! Прямо проходите!» А потом протаскивает меня мимо ошалевшего «охранника», сидящего в кресле прямо перед входом.

У барной стойки встречает милая девушка, спрашиваю: «Что это сейчас было?» «Не спрашивайте, вы ничего не хотите знать», - улыбаясь отвечает она мне. Заказываю кофе и прошу какой-нибудь десерт: «Из десертов только мороженое осталось, как началось, выпечку сразу всю выкинули, вообще половину кухни выбрасываем».

Гриль-бар открылся летом 2016 года, раньше здесь была пиццерия. Маленькая храбрая Снежанна Арацева рассказывает мне, что они вытравили всех тараканов, долго ремонтировали помещение, вложили в это 12 миллионов рублей, купили новое оборудование и мебель, решили вопросы с отоплением, электричеством и даже музыкальным сопровождением. Год работали только для того, чтобы выплачивать арендную плату и зарплату сотрудникам, «только начали раскручиваться». Место на Академической, 31 было выбрано как «проходное», думали, что в этом году получится вернуть часть затраченного на ремонт, планировали запустить сеть баров по городу. Но из-за конфликта собственников предпринимательница терпит только убытки.

За время разговора она периодически встаёт, разговаривает с юристами, звонит по телефону. Ближе к обеду, когда посетителей в «Версале» заметно прибавляется, владельцы бара открывают до этого спрятанный за жалюзи вход изнутри торгового центра. Ольга Казакова берёт два стула, ставит их в проёме и садится на один из них. Пока фотографирую, она, улыбаясь, комментирует: «Я собственник, где хочу, там и сижу» или «А вы потом в Instagram (запрещённая в России экстремистская организация) выложите? А то у меня подписчиков мало».

Через некоторое время вооружаюсь удостоверением журналиста и подкрадываюсь к женщине. Смерив меня ироничным взглядом, отправляет за комментарием к адвокату по имени Юрий. Он жуёт шаурму и с набитым ртом просит отложить разговор на попозже. Только успевает доесть, как в ресторан заходит высокий симпатичный следователь в гражданском, опрашивает одного из «контролёров», рядом с ним садится Юрий. Полицейский в форме слушает рассказ Ольги Казаковой, содержания уловить не получается, зато отлично слышен её звонкий смех. Правоохранители работают рядом с «Фикусом» и в «Поперчили» ещё некоторое время, а на прощание Казакова-младшая широко улыбается высокому следователю: «Ну до свидааания!»

Передо мной усаживаются двое – адвокат Юрий (человек с мягким лицом) и юрист по гражданско-правовым делам Ольга (девушка с тонкими губами). Юрий просит убрать диктофон, достаёт лист бумаги и рисует прямоугольник, затем делит его на семь частей, три из них обводит жирной линией:

«Четверо собственников в 2015 году втихаря от остальных трёх учредили управляющую компанию «Версаль+», мошенническим путём заключили договоры аренды с предпринимателями, получали деньги, но нам никто не отдавал. Таким образом, на сегодня похищено около 170 миллионов рублей», - говорит он.

Ольга вытаскивает из папки распечатки решений арбитражных судов за 2017 год о признании этих договоров аренды «ничтожными», по сути, недействительными. Затем Юрий заявляет, что сейчас «Версаль+» уже не работает, и эти четыре собственника учредили новую управляющую компанию - «Кристалл», которая по новой заключает договора с арендаторами. По данным юристов, около 30 павильонов имеют договора со всеми собственниками, «там всё нормально», ещё около 100 - не имеют.

Ольга Казакова при этом выступает как представитель «обманутых» собственников, а широкоплечие - не кто иные, как «администраторы», с которыми заключены «трудовые отношения». При этом связь «блокады» торгового центра с разборками бывших супругов никак не комментируется. Казакова может находиться на территории павильонов или ресторана, при этом юристы подчёркивают, что порядок общественный не нарушается. Покупать в магазинах или ресторане ничего нельзя, хотя, конечно, посетители в этом случае законодательства не нарушат. Юрист Ольга поясняет, что в суд о взыскании долга или выселении арендаторов пока не подавали, потому что «стараются разрешить ситуацию мирным путём».

«Мы не можем увидеть договоры, потому что арендаторы их от нас укрывают. Пусть арендаторы взыскивают с управляющей компании деньги, у них в договорах должна быть прописана процедура. Мы не знаем, сколько это продлится, но они по сути занимают чужую территорию, как если бы вашу квартиру сдавали в аренду ваши соседи, и деньги бы получали они, а не вы», - подчёркивает Ольга.

Чуть позже расспрашиваю про договоры Снежанну Арацеву. По словам женщины, изначально договор был заключён с управляющей компанией «Версаль+», затем в конце 2017 года Татьяна Казакова предложила новый договор аренды помещений, согласно которому все собственники получают деньги в равных долях. Владельцы «Поперчили» подписали этот вариант договора с УК, но сама Казакова свою подпись не поставила. «Потом я подняла все платёжки. По ним выходит, что она всё исправно получает. По факту договор она не подписывала, но по закону, если человек получает деньги и не возвращает, он соглашается с условиями договора», - подчёркивает Арацева.

Она также сетует на то, что Казакова не появилась раньше, за полтора года не прислала ни одного уведомления о том, что деньги до неё не доходят. Поэтому нынешняя ситуация и стала такой неожиданностью – думалось, что всё хорошо.

«Никакого судебного о выселении нет, если бы было, они бы себе на лбу наклеили и бегали тут. Есть рамки закона, пожалуйста, обращайтесь в суд, выигрываете, давайте бумагу. Но им невыгодно, чтобы мы выехали, им выгодно, чтобы мы остались и платили деньги», - подчёркивает предпринимательница.

По данным системы СКРИН, управляющая компания «Версаль» также принадлежит обеим конфликтующим сторонам. 75% уставного капитала – в руках сына Татьяны Казаковой Романа (он также владеет пятидесятипроцентной долей в авиационных агентствах «Байкальская виза Авиа» и «Байкальская виза Аэро»), остальные 25% - матери Дмитрия Матвеева. В сведениях об УК также указано, что она «находится в стадии реорганизации путём присоединения к другому юридическому лицу».

Сегодня «блокада» в торговом центре «Версаль» продолжается. По словам правозащитников, каждый день закрываются по шесть-восемь павильонов, каждый день юристы ТЦ пишут по пять-семь заявлений в полицию. Более того, вечером 2 марта на территории ресторана произошла драка, но в полиции сообщили, что заявлений по инциденту к ним не поступало. «Мирного» разрешения конфликта не получается. Три обиженных собственника 5 марта подали три исковых заявления в Арбитражный суд Иркутской области, среди ответчиков – владельцы «Поперчили». Каждый иск заявлен на 150 тысяч рублей. Пока дата рассмотрения не назначена.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
4
ТОП 5
Мнение
«Мурашки бегут по коже». Иркутянка побывала в Камбодже и рассказала, почему ее стоит посетить хотя бы раз в жизни
Алина Ринчино
журналист ИрСити
Мнение
«Никто не спрашивает мать: „Как вы?“». Иркутянка рассказала, через что прошла, когда ее сын решился на самое страшное
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Чувствовала себя поэтессой на морях». Иркутянка второй год ездит в Сочи в ноябре — она рассказала, почему ей нравится там вне сезона
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления