Сколько историй, мифов и баек вокруг Иерусалимского кладбища, бывшего центрального парка культуры и отдыха. Мне кажется, «за пазухой» у каждого иркутянина точно найдётся несколько историй о том, как друзья или родственники видели в парке привидений, более реалистичные основываются на встречах с эксгибиционистами, насильниками или ворами. Сейчас благоустройством парка занимается администрация города, и, пока всё окончательно не изменили, мне удалось увидеть бывшее Иерусалимское кладбище без прикрас, с откопанными могильными плитами и заброшенными памятниками.
Со стороны улицы Подгорная можно увидеть, как новая лестница парка с модными деревянными лавочками, фотогалереей и множеством фонарей устремляется вверх, к одному из входов бывшего Иерусалимского кладбища. Справа от лестницы - старые разваленные деревянные дома, в некоторых из них ещё живут. Здесь не очень людно. Народ сидит на лавочках, кто читает книгу, кто общается, есть и такие, кто просто спит. На самом верху открывается красивый вид на город. «Хорошо, что убрали китайский уличный рынок, с ним вид был бы ужасен», - подумала я, когда наблюдала панораму с высоты. Вход в парк обозначен высокими колоннами. Справа от них есть карта захоронений. Но я пока не тороплюсь заходить на территорию. У входа есть кое-что интересное, о чём я хочу рассказать.
Гора, ведущая ко входу, ранее называлась Крестовская, или Крестовоздвиженская. Название появилось из-за креста, установленного в конце XVII века на месте, где собирались основать женский монастырь, который в итоге был построен в устье реки Ушаковка и назван в честь Знамения Пресвятой Богородицы. В 1793 году начали строительство церкви Входа Господня в Иерусалим и переименовали гору в Иерусалимскую. Церковь с зелёными куполами и золотыми крестами, которые блестят от солнечных лучей, гордо стоит на вершине горы и наблюдает за тихой жизнью бывшего кладбища и шумным Иркутском.
Церковь во имя Входа Господня в Иерусалим была заложена 11 сентября 1793 года и строилась почти 3 года. Храм был построен на средства купца Сибирякова. К середине XIX века церковь значительно обветшала и частично была разрушена землетрясением. В 1835 году на её месте была построена новая. Её установили на самой высокой точке города, чтобы с колокольни было видно все иркутские храмы и монастыри. Строительство шло около 15 лет, с 1820 по 1835 год, это было связано с повреждением конструкций: в 1823 году обрушился свод в уже почти отстроенной церкви. Освящение готового храма произошло 25 июля 1835 года.
В советское время купола церкви были снесены. Здание было перестроено и разделено на три этажа. Сначала там располагался милицейский склад, затем общежитие, лыжная база и культпросветучилище.
Сейчас храм восстановлен приходской общиной и постепенно приобрёл свой прежний вид. Построена девятиметровая колокольня. Служители церкви уверены, что её восстановление - долг перед памятью похороненных на Иерусалимском кладбище.
Территория храма закрыта. У входа есть табличка с исторической справкой о церкви. За оградой я заметила мужчину, который поливал цветы, растущие на территории церкви.
- Скажите, а церковь работает? - кричу я ему.
- Нет, церковь пока закрыта. Больше я ничего не знаю, - ответил еле слышно мужчина и поспешил спрятаться от меня.
Я несколько минут полюбовалась архитектурой храма и направилась дальше.
Как вообще тут образовалось кладбище? Его история насчитывает более 200 лет. Известно, что в XVII-XVIII веках иркутян хоронили при церквах. В 1772 году Екатерина II издала указ, запрещающий захоронения в оградах городских святилищ, во избежание эпидемий. Но его исполняли не охотно. Всё же спустя некоторое время недалеко от храма было отведено место для общегородского кладбища, названного в честь церкви Иерусалимским. Спустя 21 год, в 1793 году, кладбище огородили валом и рвом, а в 1858-м впервые обнесли оградой. По мнению историков, в этом месте захоронено порядка 120 тысяч человек.
Первые захоронения можно увидеть, не заходя в парк, напротив церкви. Здесь небольшой мемориальный комплекс с памятником Борцам Революции, который сейчас находится на реставрации, захоронениями и надгробиями участников Гражданской войны и представителей советской власти 1920-1930 годов. Один памятник сделан в виде пропеллера, что свидетельствует о похороненных здесь лётчиках. Надписи и даты настолько стёрты, что разобрать что-либо практически невозможно.
На карте кладбища у входа в парк - схема захоронений. Можно увидеть, что помимо православной части, которая занимала основную часть территории, были также католическое и лютеранское кладбища, возникшие в конце XVIII - начале XIX века, и старое еврейское, действовавшее с 1820 по 1873 год.
Последний раз я была здесь в начале 2000-х и застала ещё действующий парк аттракционов. И каково же было моё удивление, когда я увидела, что здесь ничего не поменялось, только аттракционов нет. Густая листва деревьев, разбитые старые фонарные столбы, протоптанные в траве дорожки - мало похоже на место отдыха. А прошло почти 19 лет.
Первым делом я направилась в самую заросшую восточную часть парка. Тут множество тропинок и развилок. Могил или надгробий пока не видно, но если честно находиться здесь жутковато. Тихо, не людно, много кустов - одним словом, идеальное место для совершения преступлений. История парка насчитывает десятки случаев воровства и убийства, ходили слухи об изнасилованиях. Последний случай произошёл в этом году, мужчина с ножом напал на двоих девушек, гуляющих по парку. Ну это и не удивительно. Свернув с одной из тропинок, в кустах, я обнаружила несколько мест с тёплыми костровищами, старыми вещами, разложенными как спальные места. И таких закутков очень много. Кроме того, если приглядеться, валяется очень много использованных шприцев. Находиться здесь неприятно.
Выходя из зарослей, я случайно обнаружила огороженную могилу. Как оказалось, это памятник Михаилу Загоскину, известному писателю, журналисту и общественному деятелю.
Михаил Васильевич Загоскин (1830 - 1904 годы) - был преподавателем и инспектором военной прогимназии в Иркутске. Издал учебник по географии Иркутской губернии. В 1857 году был редактором «Иркутских губернский ведомостей», где размещал статьи и местной жизни, научной и краеведческой. Принимал непосредственное участие в вопросах городского хозяйства. Создатель первой в Сибири частной газеты «Амур». Последние годы жизни провёл в селе Грановщина, где создал много литературных произведений.
Если идти дальше, в сторону улицы Байкальской, можно выйти к зоопарку, который сопровождает ещё один вход на Иерусалимское кладбище. Зверинец, кстати, на грани закрытия из-за долгов. Да и честно, внешний вид у него оставляет желать лучшего, не говоря про запах животных, который распространяется на ближайшие 30-50 метров от зоопарка. После всей этой картины желание платить 350 рублей за входной билет отпадает.
Основной вход в парк расположен вблизи остановки «Музыкальный театр». Он менялся несколько раз. Сейчас это колонны расположенные по кругу, их видно если проезжать по улице Советская. От зоопарка к третьему входу ведёт широкая дорога, где раньше было большое количество могил.
Вдоль основной дороги много надгробий и откопанных могильных плит. Пробирает до мурашек. Между тем среди гуляющих есть женщины с колясками, я бы не осмелилась на такую прогулку.
Конечно, надписи на надгробиях разглядеть почти невозможно, только очертания некоторых букв и цифр. И всё же одна заставила меня задержаться и рассмотреть её внимательнее остальных. На ней был изображён мужчина, похожий на священника, в руках у него раскрытая книга, а у ног небольшой ангел. Хотелось подойти поближе и всё подробно рассмотреть, но меня остановила мысль о том, что я хожу прямо по могиле. Остальные надгробия содержали только текст, подобных я больше не увидела.
Многие могилы разворовали вандалы. Но самое большое разорение произошло в 1932 году, когда Иркутский городской совет решил превратить Иерусалимское кладбище в парк культуры и отдыха. Как отмечает «Иркипедия», новость повергла всех в ужас. Родственники захороненных на этом кладбище людей пытались узнать, куда будет перенесены могилы, на что им ответили, что никто не собирается делать такой массовой эксгумации. И в конце 30-х годов была разрушена огромная часть древнейшего кладбища, а в 1957 году оставшиеся холмики и памятники были уничтожены.
Вплоть до середины 90-х годов прошлого столетия горожане и жители города, страшно подумать, - «развлекались на костях». Здесь было колесо обозрения, детские, взрослые аттракционы и танцплощадка. Пока все веселились, родственники усопших, тайком приходили и поминали погребённых. Повезло тем, на чьих могилах остались хотя бы плиты, остальным приходилось оставлять цветы просто на траве.
Уже перед последним входом на одной из полянок я увидела большое количество продолговатых холмов, которые располагались в шахматном порядке. Учитывая прошлое этого места, это зрелище настолько жуткое, что от уведенного по моей спине пробежал холодок. Когда я сделала последнюю фотографию, этих холмов, на одной из них я увидела очертание могильного креста, которое получилось из-за расположения травы.
В марте 2018 года в Иркутске состоялось голосование за проекты, которые будут реконструированы по программе «Формирование комфортной городской среды». Большинство голосов иркутяне отдали именно за историко-мемориальный комплекс «Иерусалимская гора». Проект благоустройства парка рассчитан на три этапа. Первый - должен завершиться до 25 октября этого года. Он подразумевает создание прогулочной зоны с устройством тропиночно-дорожной сети, установку освещения и видеонаблюдения. Последнее точно не помешает, учитывая криминальную историю парка. На реализацию первого этапа выделено 38 миллионов рублей.
«От Иерусалимской лестницы до центральной площади парка будет обустроена аллея памяти. Вдоль неё высадят ели, сделают зоны отдыха. Центральную площадь украсят три большие клумбы. А главное, вдоль всей аллеи появятся информационные стенды с именами людей, которые внесли вклад в развитие Иркутска», - сообщили в администрации города.
Также власти региона отмечают, что все работы будут вестись в присутствии археологов. Сейчас уже приступили к первому этапу, скорее всего поэтому так много раскопанных надгробий. Окончательный срок благоустройства - 2020 год.