Освоение местности, где сейчас располагается предместье Рабочее, началось ещё во второй половине XVII века. Это был ремесленный угол, где мололи муку, выкуривали вино и занимались другими производствами.
От мельницы до тюрьмы
Исторические границы предместья находились в пределах трёх рек — Ушаковки (до середины XVIII века называлась Ида), Сарафановки и Ангары. Место было удобным для строительства, потому что оно было менее подвержено затоплениям, чем береговая часть Ангары. В 1693 году купец Иван Ушаков построил на Иде мельницу, плотина которой располагалась в районе нынешнего Ушаковского моста возле автовокзала. Впоследствии река получила «купеческое имя».
Архитектор «Сибирской лаборатории урбанистики» и автор специализированного журнала «Project Baikal» Валентина Казакова отмечала, что в Рабочем «стали появляться кустарные предприятия различного типа, склады и ремесленные мастерские. Кроме того, в конце XVIII века в целях санитарной и пожарной безопасности промышленные заведения, располагавшиеся ранее в центре города, были перенесены за Ушаковку и выстроились от Знаменского монастыря вверх по течению реки».
На территории предместья, кроме мельницы, располагались кожевенные, мыловаренные, свечные и другие предприятия, перенесённые из центра, открылись кирпичный и пивоваренный заводы, фабрика фаянсовой посуды и тому подобное. Промышленно-технический вектор в освоении Рабочего наблюдался и в советские годы — здесь появились предприятие «Автоколонна 1945» (закрылось в 2004 году), заводы «Сварщик» и «Азервино» (на базе последнего сейчас находится Иркутский завод розлива минеральных вод).
Значительную часть иркутских рабочих в XVIII-XIX веках составляли ссыльные ремесленники. Рабочий ремесленный дом появился в 1799 году. Первоначально он объединял около 100 ссыльных, но с годами численность ремесленников и их семей увеличилась до тысячи человек, а вокруг Рабочего дома образовалась целая слобода. Иркутский рабочий дом просуществовал до 1853 года. После указа о его закрытии всех состоящих в работе ссыльных мастеровых разослали по казённым заводам.
Ещё одним знаковым местом в истории предместья была тюрьма. Каменное здание было построено в начале XIX века, его спроектировал иркутский губернский архитектор Антон Лосев. Удивительно, но Иркутский тюремный замок считался одним из самых красивых зданий в городе, да и располагался он в довольно живописном месте, Рабочее в те годы ещё не было так основательно застроено.
Тюрьма неоднократно расширялась и перестраивалась, к началу прошлого столетия она стала одной из самых переполненных тюрем России. Комплекс был рассчитан на 400 арестантов, содержалось же их там около 2 тысяч. Среди контингента тюрьма получила название «Белый лебедь».
По мнению автора книги «Тюрьмы и лагеря Иркутской области» и бывшего начальника пресс-службы Главного управления исполнения наказаний по Иркутской области Александра Наумова, такое название тюрьме дали из-за белого цвета стен и конструктивных особенностей: от здания-шпиля влево и вправо отходили заборы, что напоминает распустившего крылья лебедя. Сейчас там располагается СИЗО-1.
В километре от СИЗО в 1935-м была построена исправительная колония №3, где отбывают наказание бывшие правоохранители, а также работники прокуратуры и руководства органов государственной власти. Изначально осуждённые занимались деревообработкой, в 1990-е годы там освоили выпуск обуви. Вскоре швейный цех стал обеспечивать обувью заключённых во всех колониях Иркутской области.
Подсолнухи в городе
В предместье можно выделить две «магистральных» улицы — Баррикад и Напольная. Первая пересекает всё Рабочее и доходит до Маратовского кольца, вторая идёт параллельно и упирается в СИЗО-1. В советские годы жилое строительство активно велось в промежутке между этими улицами. Кирпичные и панельные дома там соседствуют с целыми деревянными кварталами. Большая часть из них появилась в 1950-е годы, некоторые дома там выглядят откровенно плохо.
Но иногда попадаются и симпатичные домики и дворы. Где-то появляются новые спортивные площадки, где-то жильцы разбивают клумбы. В одном из дворов растут подсолнухи. Никогда их раньше не видел во дворах многоквартирных домов.
Но есть и проблема — в некоторых дворах нет асфальта, после дождя к домам даже сложно подъехать, не говоря уже о том, чтобы подойти.
Похожая ситуация возле нового детского сада №7 на улице Зимней. Его строительство — это целая эпопея. Планы по созданию детсада появились ещё в 2016 году, в 2017-м определился подрядчик, но с ним расторгли контракт из-за несоблюдения сроков. В 2018 году строительство возобновилось, второй подрядчик вырыл котлован и сделал фундамент, но в итоге снова что-то пошло не так, и всю работу пришлось доделывать муниципальному «Управлению капитального строительства».
Новый детсад открыли в январе 2020 года — спустя несколько месяцев после окончания строительства. Внешне он выглядит великолепно, да и территория у него такая, что позавидовать могут многие. Но вот то, что происходит за забором...
У детского сада только одни ворота — со стороны Зимней. Жителям ближайших домов на улицах Напольной и Сарафановской, чьи дети ходят в этот сад, приходится либо закладывать крюк и идти вдоль трамвайных путей, чтобы не замарать себя и своих чад, либо месить грязь вдоль забора. Получается, что такая «жемчужина» стоит посреди лужи.
Спустя сутки после публикации материала мэрия прокомментировала, что территория, о которой идёт речь, относится к категории внутриквартальных, работы по их благоустройству ведутся по запросам депутатов гордумы (в данном случае — Александра Распутина). Ожидается, что дворы жилых домов возле нового детского сада заасфальтируют в следующем году.
Не очень комфортно ходить и в школу с лицеем-интернатом, которые находятся по соседству с новым детским садом. После дождя там появляются лужи на всю дорогу. Иногда можно попасть под «холодный душ» после проезда какой-нибудь машины. Благо, что движение возле этих учебных заведений не такое интенсивное.
В 66-й школе классный спортивный городок: есть тренажёры, коробка, где зимой играют в хоккей, и отдельная огороженная забором площадка для мини-футбола, баскетбола и волейбола. Вокруг постелено качественное резиновое покрытие. Заниматься физкультурой в таких условиях — одно удовольствие.
Хватает рядом и заброшенных построек. Неподалёку от школы находится здание бывшего физкультурно-оздоровительного комплекса. Когда-то там были залы для командных игр, гимнастики, тренажёрный зал. Этот ФОК был построен по типовому проекту, широко используемому в Иркутской области (за последние годы новые такие же сооружения появились в Черемхово, Чунском, Зиме и других населённых пунктах). Но, видимо, Иркутск не может позволить себе подобный доступный спортивный объект в Рабочем.
Рядом с ним стоит заброшенное двухэтажное кирпичное здание. Никто из прохожих так и не смог рассказать, что там было раньше, но все говорят, что оно стоит бесхозное уже десяток лет. Практически всё, что можно было вынести оттуда, уже вынесено.
Музей под открытым небом
Улица Баррикад сохранила часть архитектурного наследия прошлых веков. Если идти по левой стороне улицы начиная от Маратовской развязки, можно увидеть много деревянных домов разной степени ветхости. Некоторые из них даже внесены в перечень объектов культурного наследия Иркутской области. Одному из таких домов, где раньше находилось приходское училище Рабочей слободы, посвящён материал из цикла «Исчезающий Иркутск».
Неподалёку от них находятся ещё два объекта культурного наследия — усадьба Федосеевой и дом Берковича. К сожалению, по личности Федосеевой ничего найти не удалось, а вот владельцем второго дома была Любовь Самуиловна Беркович, дочь Самуила Яковлевича Берковича, которому принадлежали два двухэтажных доходных дома на пересечении улиц Дзержинского и Декабрьских событий. Чем занимался Беркович-старший — неизвестно, а вот его предполагаемая дочь была девушкой как минимум очень состоятельной, потому что она также владела золотыми приисками.
Практически вся нечётная сторона Баррикад — это музей под открытым небом. Жаль, что многие деревянные дома находятся в ужасном состоянии. Но интересные находки нашлись и на противоположной стороне улицы.
Одним из главных символов Рабочего и улицы Баррикад является Богородице-Иркутская церковь во имя Казанской иконы Божьей матери, в простонародье именуемая Казанской церковью. Её заложили 27 июля 1885 года. Над строительством церкви трудились многие мастера Рабочей слободы, обустройством её убранства занимались не только священники, но и состоятельные прихожане, дарившие иконы, священные сосуды и книги, покровы и облачения для священников. Отделку и украшение церкви завершили к Пасхе 1892 года, 9 апреля её освятили.
В послереволюционное время церковь работала по прямому назначению до 1936 года, впоследствии она была закрыта. В разное время там находились склады базы книготорга, проводились курсы киномехаников, был оборудован завод «Сибирский сувенир». Восстановление храма, который в 1975 году был включён в список объектов государственной охраны, начался в 1980-е. Сейчас это одно из главных религиозных мест Иркутска.
В километре от него находится здание бывшего женского духовного епархиального училища. Его строительство пришлось на конец XIX – начало XX века. В 1920-е годы там располагались сельскохозяйственный и авторемонтный техникумы, затем различные воинские части. Сейчас здесь находится управление Росгвардии по Иркутской области. Просто так на территорию управления попасть нельзя.
Неподалёку от нынешнего стадиона «Динамо» раньше располагалась дача Института благородных девиц. На её территории было организовано несколько купален и спортивные сооружения. Дач уже давно нет, зато есть стадион, построенный в 1934 году. Когда-то это был примечательный объект. Во-первых, там всего одна трибуна на 3 тысячи зрителей, но она выполнена в интересной манере: над ней возвышаются шесть башенок, к которым прикреплены буквы, складывающиеся в название физкультурно-спортивного общества «Динамо».
Во-вторых, в советские годы на «Динамо» был один из лучших открытых велотреков в стране. Увы, он сгорел в 1980-м, а новому появиться на стадионе так и не было суждено. И в-третьих, когда-то здесь был гребной канал, единственный во всём Иркутске.
Сейчас «Динамо» остаётся единственным комплексом в Рабочем, где можно позаниматься спортом в более или менее комфортных условиях. Посещение тренировочного зала стоит 50 рублей за час. Также можно приобрести абонемент за 500 рублей и заниматься в зале неограниченное время в течение месяца. За отдельную плату арендуются малое и большое футбольные поля. Рядом со стадионом находится частная площадка для картинга. Раньше там был проход на стадион, к которому со стороны Баррикад вели замечательные каменные ворота.
С удивлением для себя узнал, что в Рабочем находится единственный в Иркутске дацан. Это один из самых молодых буддийских храмов в России — его открыли в 2006 году. Всего в Иркутской области их четыре — ещё три дацана находятся в Усть-Орде, Кутулике и Новонукутском.
Долгое время буддийская община Иркутска собиралась в обычном жилом доме на улице 30-й Дивизии в Октябрьском округе. Как объяснял настоятель храма Билигто-лама в интервью изданию The Village, место в заброшенном парке предместья Рабочее оказалось идеальным: здание дацана удалось расположить так, чтобы оно смотрело на юг, под прямым углом его должна пересекать река (это делает Ушаковка), а ещё Рабочее когда-то было сердцевиной Иркутска.
«Неплохой спальный райончик»
Пресс-атташе баскетбольного клуба «Иркут» Анна Попова живёт в Рабочем, и, как она считает, за последние 20 лет предместье значительно изменило свой облик. Если раньше многие сравнивали Рабочее с Ново-Ленино, имея в виду высокий уровень криминала и общую неблагоустроенность, то сейчас это место почти ничем не отличается от центральных районов города.
«Предместье превратилось в неплохой спальный райончик в 15 минутах от центра города. С транспортом всё хорошо — трамваи до центра города курсируют каждые 5 минут. С началом застройки многоэтажными домами стало появляться много новых людей, изменился контингент жителей», — отметила она.
По её словам, в Рабочем не очень много мест, которые можно было бы показывать туристам — арт-завод «Доренберг»; камеру в СИЗО-1, где отбывал заключение руководитель Белого движения адмирал Александр Колчак; да Казанскую церковь.
В последние годы власти наконец-то серьёзно занялись благоустройством — заасфальтровали дороги, сделали тротуары. Началось благоустройство Каштаковской рощи, в которой любят гулять жители Рабочего, восстановили Князе-Владимирскую церковь. Анна надеется, что скоро появится приличная набережная на Ушаковке, уже сейчас это место становится одним из центров притяжения в районе.
«Одним словом, предместье начинает принимать приятный облик, но до идеала ещё далеко. В Рабочем очень много ветхих деревянных домов, отдельные части местности по-прежнему неухоженные. Также лично меня не устраивает, что в 1990-х годах был заброшен большой ФОК, который никто не хочет перестраивать или восстанавливать», — подытожила она.
В материал внесена правка 2 сентября: добавлен комментарий мэрии Иркутска по ситуации с благоустройством дворов жилых домов возле детского сада №7 на улице Зимней.