В Иркутске уже который год остро стоит проблема с бездомными животными. Жителям Топкинского в этом плане «повезло», бродячих собак здесь очень много. Они идут отовсюду: некоторые своры прибегают откуда-то со стороны Радищева, некоторые приходят со стороны Лесного. Но откуда они появляются — не так важно, суть в том, что их очень много.
Колонка была впервые опубликована в субъективном разборе событий недели, который вышел на «ИрСити» 14 марта.
Есть такой миф, что те стаи, которые мы видим на улице, — это вчерашние домашние собаки: «потеряшки» или выброшенные нерадивыми хозяевами. Но на деле это не совсем так. У домашнего питомца, который по каким-то причинам остался на улице, шансов выжить очень немного. Он либо замёрзнет (если дело в холодное время года) либо умрёт от голода, либо сам станет пищей для дворняг в течение недели-двух. Уличные псы — это фактически дикие животные, пусть и приспособившееся к соседству с человеком. Правда, для среднестатистической дворняги среднестатистический человек уже не друг, а самый настоящий враг, который занимает его, животного, территорию.
Этой зимой я заметил, что Топкинский окончательно оказался завоёван бездомными псами. Они были буквально повсюду. Отдельное спасибо за это стоит сказать сердобольным строителям жилого комплекса, который сейчас возводится как раз напротив моего дома. Очень часто приходилось видеть, как по утрам оттуда из-под забора вылезали собаки. Видимо, там у них был и ночлег, и прикорм. Иногда они безучастно проходили мимо, иногда — начинали скалиться или лаять, особенно часто это происходило, когда везло столкнуться с двумя-тремя особями.
Вечером они носились по всему микрорайону... даже не знаю, с какими целями. Туда-сюда. Лаяли на прохожих, которые шли с остановки возле новостроек, рылись в мусоре. Я этой зимой впервые увидел, что небольшая собака может ловко с места запрыгнуть в мусорный контейнер, а потом так же ловко выпрыгнуть оттуда.
Со временем у собак со стройки появилось потомство, «на волю» стали пробираться щенки. Сейчас они выросли и стали такими же активными участниками «патрулирования» Топкинского. Вместе с остальными они бегают по микрорайону, бывает, что назойливо сопровождают людей с пакетами на выходе из магазинов. По утрам и вечерам постоянно доносится лай, стоит только открыть окна.
Время от времени, когда я еду либо на работу, либо с работы, вижу «весёлую» картину, как свора собак начинает галопом бежать по дороге на Шевцова за маршруткой и гавкать до тех пор, пока ей это не надоест. Что бы это могло значить? Я не знаю. Но видел такое не раз. Зрелище не очень приятное. Если такое случалось по пути домой, приходилось ехать до конечной, потому что там больше и людей, и машин. Видимо, собаки ещё не обнаглели до такой степени, чтобы бросаться на людей в столь оживлённом месте.
Настала весна, и соседство с четвероногими проявилось во всей своей неприглядной красе. Увы, но собаки не приучены ходить в туалет в местах, где люди ходят реже всего. Свои естественные потребности они справляют где угодно и когда им захочется. Поэтому все дворы и тротуары сейчас завалены сами понимаете чем. Зрелище не для впечатлительных.
На минувшей неделе мэрия Иркутска рассказала, что теперь отловленных бродящих животных будут чипировать. Дескать, это поможет отслеживать их судьбу и остановит бесконтрольный рост численности собак. Звучит забавно на фоне того, что у нас иногда потомство дают не только стерилизованные, но и умершие собаки.
Не знаю, как обстоят дела с собаками в других районах города, потому что я за пределами Топкинского и центра бываю нечасто, но у нас всё очень не хорошо. И даже нет никаких предположений, что делать. Вопросы по нашему микрорайону задавались и на прямых эфирах с чиновниками мэрии и правительства, и в комментариях к постам губернатора в Instagram (запрещённая в России экстремистская организация), и по многочисленным номерам, которые называли в этих комментариях и эфирах.
Ну ничего, мы подождём. Подождём, пока собаки кого-нибудь загрызут. Может быть, даже меня. Представьте, какая дивная была бы новость: «Корреспондента «ИрСити» насмерть загрызли собаки в микрорайоне Топкинский». Как-то так вижу заголовок.
Наверное, тогда что-нибудь и изменится. Может быть, словят пару-тройку собак. Стерилизуют их, вылечат, чипируют. А потом выпустят обратно в Топкинском. А они внезапно дадут потомство. И всё начнётся сначала.