Упёртость - совершенно нормальная черта для взрослого состоявшегося человека, особенно - для главы региона, особенно – для офицера и профессионального МЧСника. Этот штрих в портрете Игоря Кобзева замечательно сочетается с его желанием созидать, а значит – ни много, ни мало – войти в историю. Таким упорным актом исторического созидания может стать строительство аэропорта Иркутска. Тем более что «серый дом» перешёл в режим полной боевой готовности, чтобы совершить тяжелейший марш-бросок. Куда? В Позднякова.
Колонка впервые опубликована в разборе событий недели, который вышел на «ИрСити» 31 октября.
Чтоб вы понимали, это очень спорная территория, которую Главгосэкспертиза впервые отправила в отбой уже в 1995 году. Повторила это в 1996-м и 2008-м. Причина – близкое расположение ракетных частей. В последний раз Минобороны готово было дать добро, но с серьёзными условиями (это ж Минобороны) – смещение объекта на 4 градуса и передислокация военных за счёт сметы строительства. Но не договорились.
В 2009-м «Аэропроект» взялся за документацию по новому аэропорту, оценив стоимость реализации сначала в 40 миллиардов рублей, а затем – в 53 миллиарда. История нам говорит, что проектному институту так и не удалось защититься, потому что не учитывалось выравнивание площадки, перемещение грунта и – главное - хитренькое условие Минобороны.
Забавно, что весной 2021 года глава Росавиации Александр Нерадько оценивал стоимость строительства нового аэропорта в те же самые 53 миллиарда рублей. Каким-то образом в эту цифру должны были уложить все экономические кризисы и вместе с ними инфляцию за 12 лет, технологичность процессов, логистику, будущую приаэродромную территорию (при том что с ПАТ действующего аэропорта власти месятся в поту и слезах). А ещё не забыть про рабочую силу и строительные материалы (цены на которые сейчас делают любое строительство почти что элитным). В общем, загадка.
Этой осенью губернатор совершенно чётко обозначил направление движения – в Позднякова. В минтрансе объяснили: это единственное место, которое хоть как-то прорабатывалось в предыдущие годы. Это подтвердил и консультант региона – компания КПМГ (в задачи которой как раз входила оценка целесообразности реконструкции имеющейся инфраструктуры, переноса аэропорта и всех возможных вариантов его размещения).
Сегодня Игорь Кобзев ставит ну какие-то нереальные цели – до конца года (тут осталось-то два прыжка и короткий заплыв) определить земельный участок. Чтобы их достичь, правительство, кажется, напрягло все свои дипломатические мускулы и ввязалось в долгие и нудные танцы с военным ведомством.
«Мы ведём очень плотно переговоры с Минобороны, предложили им расширенный участок около 3 тысяч гектаров (первоначально в генплане зарезервировано – около 700 гектаров), предложили им самим определить тот участок, на котором возможно строительство, чтобы это не мешало их стратегическим планам», — заявила на неделе замминистра транспорта Ольга Золотарёва. Вот так перспектива увидеть новый аэропорт в Позднякова (и потом всю жизнь молиться на него) стала более выпуклой.
Это довольно красивый вариант общения губернатора и регионального правительства с федеральным центром: всегда – в танце и с обязательным условием, что Москва ведёт и лучше в её сторону не дышать. Вид танца зависит от темы и темперамента партнёров.
Я вот люблю жгучее аргентинское танго. А вы?