В начале прошлого года стало известно, что на большей части Иркутска (в основном в Правобережном и Октябрьском округах) нельзя больше строить жильё и социальные объекты. Именно такие ограничения на территорию в границах седьмой подзоны приаэродромной территории (ПАТ) аэропорта Иркутска накладывает федеральное законодательство. 30 декабря 2021-го Росавиация подписала указ, который всё поменял и частично отменил запрет на стройку. Разбираемся, где в Иркутске по-прежнему нельзя строить, а где можно и с какими ограничениями.
Границы приаэродромной территории и входящих в неё подзон устанавливает аэропорт Иркутска. Сделать это его обязывает федеральное законодательство. ПАТ нужна для обеспечения безопасности полётов, развития аэропортов и «исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полётов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду».
Седьмая подзона аэропорта Иркутска — это территория шумового, химического и электромагнитного воздействия. В ней запрещено строительство жилья, детских садов, школ и больниц. Аэропорт Иркутска вёл работу по установке границ ПАТ с 2019 года, за это время изменились санитарные правила для расчёта седьмой подзоны, поэтому в 2021 году он объявил конкурс на корректировку её границ.
До внесения изменений в приказ Росавиации в границы седьмой подзоны попадало 56% площади Иркутска, в том числе Правобережный округ, большая часть Октябрьского округа, часть Свердловского и Ленинского округов. Кроме того, она затрагивала ещё 12 муниципалитетов Иркутского района, в том числе Дзержинск, Малую Топку, Ново-Разводную.
После корректировок седьмую подзону разделили на два сектора — 7.1 и 7.2 - в первом строить можно только с учётом мероприятий по шумозащите, во втором — нельзя. Общая площадь седьмой подзоны сократилась в несколько раз: теперь в неё входит только части Правобережного и Октябрьского округов в направлении от аэропорта до Нижней набережной, небольшие части посёлков Дзержинск и Еловский, а также ДНТ «Мечта» на Байкальском тракте.
На карте зелёным цветом отмечен сектор 7.2, красным - 7.1.
Разделение седьмой приаэродромной подзоны на части разрешено Воздушным кодексом Российской Федерации. Как отмечается в приложении к приказу Росавиации, расчёт шума от самолётов на аэродроме проводился методом моделирования взлётно-посадочных операций на основе статистики полётов и типов воздушных судов, взлетающих и садящихся в аэропорту Иркутска.
В границы сектора, в котором запрещено любое строительство жилья или социальных объектов, попали лес и часть Октябрьского округа Иркутска — его окончание отмечено в районе домов №115 (б,в,г) по улице Советской. В него попадает часть территории городка бывшего ИВВАИУ (частично казармы училища и столовая, на месте которых планировалось построить школу и поликлинику), а также небольшая застроенная территория в границах улиц Можайского, Дорожная и Жигулёвская.
В границах сектора 7.1. (там, где строить можно, но с ограничениями) оказалась оставшаяся часть городка ИВВАИУ (в частности, там планируется жилая застройка, суворовское училище, строительство нескольких детсадов), а также территория Правобережного и Октябрьского округов в границах Нижней набережной, Франк-Каменецкого, чуть выше улицы Декабрьских событий, по Маратовскому кольцу, улицам Первомайская, Радищева, Пшеничная, Писарева, Баррикад (в районе пересечения с Ушаковской), 2-й Аларской, улицы Центральная в посёлке Дзержинск и частично посёлок Еловский.
В качестве мер по защите от авиационного шума могут быть запланированы как мероприятия в генплане Иркутска, так и при разработке проектной документации конкретных объектов.
В частности, должны быть выполнены расчёты ожидаемых уровней проникающего шума, определена требуемая звукоизоляция ограждающими конструкциями здания, при строительстве жилья и соцобъектов могут применяться звукопоглощающая облицовка, глушители шума в системах принудительной вентиляции, виброизоляция инженерного и санитарно-технического оборудования, «рациональные объёмно-планировочное решения». Кроме того, можно применять придорожные шумозащитные экраны, устройство шумозащитных полос из зелёных насаждений, «рациональные приёмы планировки и застройки» города.
Отмечается, что все указанные ограничения не распространяются на объекты, которые были построены до установки границ седьмой подзоны, или если раньше этого было получено разрешение на строительство.
Изменения, внесённые в указ Росавиации, вступят в силу после того, как новые границы седьмой подзоны будут поставлены на учёт управлением Росреестра по Иркутской области. На это может уйти несколько месяцев.