В Иркутской агломерации к 2025 году будет смонтирована интеллектуальная транспортная система (ИТС). С ее помощью власти рассчитывают сделать более комфортным и безопасным пользование общественным транспортом для пешеходов и дорогами для водителей. Разбираемся, что еще включат в эту систему, где появятся новые камеры и кто на них заработает.
На практике создание ИТС выльется в создание сети умных светофоров, которые смогут анализировать поток и подстраиваться под трафик, умных остановок, сообщающих о прибытии автобусов и троллейбусов, и установку дополнительных камер видеофиксации нарушений правил дорожного движения.
Областная дирекция автодорог разыграла конкурс на установку системы в июле. По итогам торгов победителем стала московская компания «Научно-производственное объединение «Интеллектуальные технические системы» (НПО ИТС). Стоимость контракта составила 572 миллиона рублей.
НПО ИТС было создано в 2020 году и с тех пор выиграло торги на установку интеллектуальных систем в восьми регионах страны, не считая Иркутской области, на общую сумму более 3,5 миллиарда рублей. Самые крупные контракты у него — в Волгоградской области (более 900 миллионов рублей), Башкортостане (более миллиарда рублей), Архангельской области (почти 600 миллионов) и Саратовской области (почти 500 миллионов). Кроме того, более 1 миллиарда рублей получили связанные с НПО ИТС или ее учредителями компании. В большинстве случаев контракты касались поставок или аренды оборудования для интеллектуальных транспортных систем.
Конечными владельцами НПО ИТС через компании «Квантум инвест», «Рустех», «Авангард Инвест» и «Аспект» являются бывший депутат Госдумы Виталий Южилин, супруга депутата Госдумы Владислава Резника, президент банка Credit Suisse First Boston в России и представитель России в швейцарском банке Credit Suisse Диана Гиндин, Андрей Гостищев, а также (через компанию «Траст») Вячеслав Смирнов — он же является гендиректором фирмы.
Интеллектуальная транспортная система по сути представляет набор датчиков движения (от камер до метеостанций) и систему обработки данных, которая анализирует поступающую информацию, прогнозирует трафик и управляет потоками транспорта (например, с помощью светофоров).
Как следует из документов закупки, в Иркутске в ИТС включат умные светофоры с датчиками движения и камерами, которые будут анализировать транспортные потоки и менять фазы в зависимости от загруженности дорог, системы метеомониторинга, умные остановки, показывающие время прибытия транспорта, камеры фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, системы определения ДТП и ЧС.
Кроме того, в Иркутске на улице Литвинова создадут центр управления ИТС. Доступ к нему будут иметь представители региональной и городской власти и правоохранительных органов.
Мы проанализировали документы на сайте госзакупок и составили карту, на которую нанесли точки, где в ближайшие два года появятся новые камеры, светофоры, табло умных остановок и детекторы ДТП и ЧС.
Красным цветом на карте отмечены умные светофоры. Как правило, их планируется установить на трудных перекрестках. Предполагается, что они смогут анализировать потоки транспорта и изменять фазы в зависимости от загруженности улиц.
Синим выделены места, где будут установлены многополосные комплексы контроля дорожного движения. Это камеры видеофиксации нарушений ПДД, которые смогут контролировать до четырех полос, в частности, определяя скорость автомобилей с погрешностью до 1–2 километров в час.
Зеленые метки указывают на места так называемых умных остановок. Там будут установлены табло, показывающие время прибытия общественного транспорта.
Оранжевым отмечены детекторы ДТП и ЧС.
Кстати, первый умный светофор появится в Иркутске уже в этом году. Его установят на перекрестке рядом со 130-м кварталом. Монтаж объекта включен в контракт по ремонту улицы Красноармейская, его общая стоимость — 47,3 миллиона рублей. Торги выиграла компания «Строительные технологии».
Она уже ремонтирует три дороги в Иркутске. В этом году она получила два контракта на 138,8 миллиона рублей на ремонт улиц Воровского и Волгоградская, а также с прошлого года занимается улицей Верхняя набережная — компания получила субподряд от «Дорожной службы Иркутской области» на 165 миллионов рублей. Все три дороги должны быть закончены в этом году.
«Строительные технологии» созданы в 2016 году. Фирмой владеют Вааган Саркисян и Антон Бухаров. Первый раз компания стала подрядчиком на ремонте дорог в Иркутске в 2021 году — тогда сумма двух ее контрактов составляла 69,8 миллиона рублей. Саркисян и Бухаров также являются собственниками еще одной компании, которая занимается ремонтом дорог — «Производство Плюс», созданной в 2020 году, но она не участвовала в госзакупках, а в ее штате нет сотрудников.
Компания также является ответчиком в арбитражном суде по делу о строительстве асфальтобетонного завода во Втором Иркутске. На него жаловались жители микрорайона, так как его возводят вблизи жилых домов. Иск инициировала мэрия, но в итоге суд отказал в его удовлетворении, потому что по заключению экспертизы это не капитальное строение. Сейчас на это решение подана апелляция.