В последние годы в Иркутске делается очень много скверов и парков, но все они довольно однообразны — асфальтовые дорожки, скамейки, урны, если в районе много детей — детская площадка. Почему так происходит и что делать иркутянам, чтобы изменить ситуацию, в колонке на сайте «ИрСити» рассказывает главный архитектор Иркутска Антон Жуков.
Недавно я выступал спикером на «Архшколе», где собрались студенты строительных архитектурных факультетов из Иркутска, Братска, Улан-Удэ, Ангарска, Усолья-Сибирского. У них был большой воркшоп на тему единой набережной, в рамках которого они придумывали смыслы для нее и функциональное зонирование территории.
Во время «Архшколы» студентов насыщают знаниями через лекции от ведущих иркутских архитекторов. Там были, например, зампредседателя союза архитекторов Сергей Демков, руководитель агентства развития территорий «Градостроительная школа» Алиса Козак. Участники школы задавали нам очень много интересных вопросов, и один из них был о том, почему в городе строится по 10–15 маленьких общественных пространств в год, и они равномерно размазываются по городу, а не делается одно большое пространство.
У нас есть несколько факторов, которые влияют на конечные решения: ограниченная сумма на благоустройство в год в бюджете и большое желание привести в порядок весь город одномоментно. Понятно, что это взаимоисключающие факторы.
Хотя надо отметить, что именно в этом году началась реализация одного большого проекта в парке Комсомольском, работы в котором запланированы на несколько лет. И это очень крутая история. Проект вызвал очень много дискуссий на городских и административных площадках. Мы очень активно обсуждали, какие подходы там применять, какими архитектурными приемами пользоваться. И абсолютно довольного большинства не сложилось.
Дело в том, что парк является элементом единого градостроительного ансамбля и был сделан в середине прошлого века как образцовый объект. Во Втором Иркутске шла застройка кварталами, и в один из них был вписан парк.
То решение, которое принято сейчас, до сих пор вызывает определенную критику, что, на мой взгляд, хорошо, но я выражаю уверенность и надежду, что в итоге будет хороший современный парк с реализацией тех запросов, которые граждане нам продиктовали. А это было проектирование, которое велось со значительным учетом пожеланий граждан по функциональному зонированию этого объекта.
Очень многое зависит от самого автора проекта. Например, сквер на улице Чудотворской — это большая заслуга его автора Ольги Жуйковой, у которой получилось объединиться с подрядчиком (руководителем компании тогда был Георгий Ни) и сделать все для того, чтобы задумка была воплощена в жизнь. Замечу, что без чего-то большего, чем финансовая мотивация, такие проекты не рождаются.
Почему такой синергии не происходит на других площадках? Я не хочу никого обидеть, но сегодня большинство специалистов, участвующих в этих проектах, — и архитекторы, и строители — идет, чтобы заработать, получить достойное вознаграждение за свое участие, при этом та структура финансирования, которая продиктована государством и муниципалитетом, не предполагает, что кто-то получит на этом сверхдоходы.
Она предполагает, что есть нормативы, высушенные сметы, в которых ничего лишнего нет, все статьи расходов жестко регламентированы. Нужно понимать, что история про создание скверов не про деньги. Это на самом деле очень сложная система для авторов проектов, и я бы в таком качестве не хотел этим заниматься.
Могут ли как-то на это повлиять горожане? Теоретически без активных граждан, которые будут предлагать какие-то новые решения, новые идеи, вообще никаких изменений не произойдет. Для того чтобы активнее участвовать и голосовать, все инструменты есть. Таких людей должно быть больше. Мы не можем весь город спросить, но если весь город скажет — это будет весомо.
Сейчас мы действуем строго в соответствии с законодательством. Есть депутаты, которые как представители территориальных образований вносят свои предложения о приоритетных территориях для благоустройства.
На эти территории разрабатываются форэскизы, которые потом размещаются на сайте и проходят процедуру голосования (сайт проекта «Формирование комфортной городской среды». — Прим. ред.). Поэтому самое простое — взаимодействовать с депутатом и почаще доносить свои идеи, показывать образ желаемого будущего. Как? Тут в ход могут пойти любые инструменты — от журнальных вырезок до фотографий из соцсетей с изображением примеров удачных, на ваш взгляд, реализованных проектов из других городов.
Довольны ли вы новыми скверами в Иркутске?