Губернатор Приангарья Игорь Кобзев поручил создать единую набережную в Иркутске в 2026 году. На эти цели планируется привлекать федеральное финансирование и деньги крупного бизнеса. Мы уже рассказывали, что включат в новое пространство, а в своей колонке на сайте «ИрСити» главный архитектор Иркутска Антон Жуков описывает, какую философию вкладывают в этот проект.
Концепция и философия единой набережной — это проект не администрации, а горожан, архитекторов, предпринимателей, которые и предложили идею. Создание общей территории вдоль рек Ангара и Ушаковка — это запрос общества в лице сильных лидеров мнений, которые могут донести до администрации образ желаемого идеального будущего.
Когда мы говорим о единой набережной, мы подразумеваем благоустройство береговой линии от Солнечного и практически до ипподрома — по Ушаковке. Философия такого пространства закладывалась в Иркутске еще в 70-е годы. Речь шла о пешеходном кольце от Солнечного по Верхней, Цесовской и Нижней набережным до Ушаковки, затем по ее берегам до ипподрома с возвращением в Солнечный. Предполагалось, что будет создан зеленый коридор по улицам, бульварам и набережным.
В Иркутске безграничный потенциал речных набережных. Его никто еще точно даже не посчитал в километрах, ведь, кроме набережной на правом берегу, может быть еще такое же пространство на левом. Его нужно обсуждать отдельно, там могут быть свои принципы, приемы и решения.
Какие-то сегменты единой набережной уже есть (бульвар Гагарина, Нижняя набережная), какие-то еще только проектируются. Моя мечта — создать хотя бы возможность для беспрепятственного передвижения пешком или на велосипеде от Солнечного до Ушаковки.
Сейчас проектные работы ведутся по Цесовской набережной. К нам в администрацию уже поступил на согласование проект планировки линейного объекта берегоукрепления, который предвосхищает всё благоустройство на этом отрезке. После экспертизы проекта берегоукрепления будет установлена его стоимость и пройдут торги на выполнение работ.
Соответственно, не исключено, что если не в следующем году, то через год начнется берегоукрепление, и мы увидим пространство, которое откроется перед нами для благоустройства. Его проект рисуется параллельно.
Вообще набережная реки Ангары — самая дорогостоящая, потому что там нужно берегоукрепление. Кроме того, на острове Конный хотелось бы сделать пространство семейно-спортивной тематики по аналогии с островом Татышев в Красноярске. Наш посыл в том, что эта территория никогда не должна быть отдана под застройку.
Единая набережная — это еще и возможность рассредоточить функции и организовать разные зоны для разных поколений: для пеших прогулок, для скандинавской ходьбы, для маленьких детей, велодорожки, спортивные зоны.
Что бы вы хотели увидеть на единой набережной?