Приборы самолёта авиакомпании S7 Airlines, выполнявшего рейс Магадан - Новосибирск и вынужденно севшего в Иркутске 2 декабря 2021 года, из-за ошибок экипажа и персонала аэропорта при очистке воздушного судна от снега неправильно регистрировали скорость, из-за чего отключился автопилот, сообщило ТАСС 14 января со ссылкой на копию отчёта Росавиации.
Самолёт сел в Иркутске 2 декабря. На его борту находилось 199 человек. По данным СКР, у самолёта отказал автопилот, пилоты посадили его в ручном режиме. Как следует из записи переговоров экипажа и диспетчером, у пилотов были проблемы со стабилизацией самолёта после вылета. Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта». Ранее Росавиация предположила, что обледенение самолёта произошло из-за неполной обработки от снега, который впоследствии сначала начал таять, а потом заледенел.
«В процессе набора высоты из-за разницы в регистрации воздушных скоростей произошёл переход системы управления самолёта из режима normal (обычный режим управления - прим. ТАСС) в режим direct (резервный режим управления самолетом, при котором не используется автопилот - прим. ТАСС) в канале керна, а в канале тангажа - Alternate (ещё один режим без автопилота - прим. ТАСС). При этом через одну секунду после отключения автопилота произошло кратковременное срабатывание сигнализации о сваливании самолёта», - говорится в сообщении.
Как установили в ходе расследования специалисты Росавиации, перед вылетом самолёт был покрыт слоем снега. От снега были очищены стабилизаторы и крылья самолёта, также они были обработаны противообледенительной жидкостью. Однако во время обогрева лобового стекла воздушного судна часть снега растаяла и стекла на фюзеляж, где замерзла около приёмников полного давления, образовав ледяной барьер. Этот заслон искажал воздушные потоки и, как следствие, приводил к недостоверным сведениям о скорости самолёта, пока лёд не сорвало потоком воздуха.
Также стало известно, что экипаж и наземный персонал не обсуждали вопрос очистки от снега верхней части фюзеляжа и носовой части, считая, что снег не мокрый, а «пушистый» и сам слетит в процессе взлёта. По существующим нормативам, экипаж и наземный персонал должны были очистить нос и верхнюю часть фюзеляжа, чтобы избежать подобной ситуации.