Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин рассказал корреспонденту ИА «БайкалПост», на что чаще всего жалуются жители Приангарья, о проблемах переселенцев из зоны затопления Богучанской ГЭС и о промахах бюджета на 2015 год.
Омбудсмен Приангарья: Нестабильность правового регулирования рождает недоверие к власти
- Валерий Алексеевич, расскажите о вашей работе. С какими проблемами чаще всего обращались к вам жители нашего региона в 2014 году?
- По сложившейся практике рассматриваем около 1,5 тысячи обращений в год. В нынешнем году эту норму мы выполнили за девять месяцев. И это не показатель ухудшения социальной обстановки региона, скорее дело в том, что у нас становится больше людей, которые стремятся защитить свои права. Основной поток жалоб связан с проблемами жилищно-коммунальной сферы, особенно в последнее время, потому что в области внедрили новый механизм оплаты за капитальный ремонт.
Любая нагрузка на граждан в части финансовых затрат воспринимается болезненно, поскольку не сопровождается какими-то дополнительными мерами по увеличению доходов людей, особенно малообеспеченных.
Жители Приангагрья ещё не забыли, что раньше в федеральном законодательстве была закреплена норма о ремонте жилья за счёт государства. Населению говорили: «Вы не беспокойтесь – государство с этой задачей справится». К сожалению, не справилось.
У людей вызывает опасение, что программа по капремонту растянута на 30 лет: сегодня вкладываем деньги, а что будет через 30 лет – неизвестно.
Второй блок вопросов, с которыми обращаются граждане, касаются качества медицинского обслуживания. Здесь тоже есть проблемы, в том числе связанные с тем, что гражданам иногда приходится оплачивать медуслуги. Хотя, есть конституционная норма, что в стационарах учреждений здравоохранения все услуги предоставляются бесплатно и финансируются за счёт соответствующих бюджетов.
В связи с реорганизацией системы здравоохранения, сегодня все медучреждения являются областными, и поэтому всё должно предусматриваться в бюджете. К сожалению, это не всегда так, поэтому граждане порой вынуждены приобретать лекарства за свой счёт.
Большое количество жалоб касается обеспечения жильём детей-сирот. В последние два года в бюджете на эти цели предусматриваются дополнительные финансовые ресурсы, но их недостаточно. У нас каждый год нуждающихся больше, чем мы предоставляем жилья.
- Вы очень тесно занимаетесь проблемами переселения людей из зоны затопления Богучанской ГЭС, как сейчас с этим обстоят дела?
- Проблемы, связанные с подготовкой ложа водохранилища в зоне моего внимания с 2000 года. Там есть вопросы не только с переселением, но и экологические, и с возмещением ущерба Иркутской области, поскольку Богучанская ГЭС строится в Красноярском крае, и большая часть ресурсов будет использована там. Мы каких-то экономических преференций не имеем, а имеем только головную боль. По расчётам наших учёных
института географии РАН, ущерб достигает около 17 миллиардов рублей, связанных и с животным миром, и с рыбным хозяйством. Там затапливаются и железнорудные месторождения.
Однако правительство всегда говорило о том, что главное – это переселение. Как-то так получается, что ни тех, кто переселяется, не тех, кто там остаётся – в Усть-Илимске, особо вопросы экологии не беспокоят.
Одним из пунктов компактного проживания пересленцев из зоны затопления Богучанской ГЭС стал жилищный комплекс «Луговое» в Иркутском районе. Думаю, это не очень удачно. Можно было бы в Усть-Илимском районе построить городок для переселенцев или в том же посёлке Невон. Людей бы не отрывали от земли. Но по этому пути правительство не пошло.
Гражданам говорили: вы не беспокойтесь, в 2013 году в Луговом будет вся социальная инфраструктура. Оказалось, что в проекте Лугового не было предусмотрено социальных объектов. Поэтому, по настоянию инициативной группы, эти вопросы рассматривались на совещании у бывшего губернатора Мезенцева. Тогда было принято решение о строительстве там детского сада и поликлиники.
В 2013 году был заключён контракт, по которому организация, которая ведёт строительство жилищного комплекса, закончит работы по строительству детского сада 30 декабря 2013 года. На последней сессии в 2013-м бывший заместитель председателя правительства Иркутской области Пашков рапортовал, что детский сад будет введён через неделю.
Я на заседании говорил, что это не так. Однако депутаты не приняли к сведению информацию. Я через неделю представил председателю заксобрания фотографии детсада – там ещё даже крыши не было. Хотя, по отчётам все средств были освоены.
В этом году эпопея продолжилась: каждый раз обещания, которые не выполняются. В последний раз в сентябре разрезали ленточку, СМИ сюжетов наделали. Меня приглашали на открытие, но я сказал, что на цирк этот не пойду.
- Как вы оцениваете выполнение майских указов президента в Иркутской области?
- Указы президента носят важный социальный характер. Это касается не только вопроса оплаты труда учителей и врачей, но и других категорий граждан. Индикатором размера средней заработной платы должен быть уровень заработной платы при нормальной продолжительности рабочего времени, а не тогда, когда в связи с нехваткой работников приходится работать не на одну ставку, а больше.
- Парламент Приангарья принял законопроект, предусматривающий отмену прямых выборов мэра в Иркутске. Не нарушает ли права граждан лишение права выбирать мэра?
- Я как уполномоченный, вне политики. Федеральное законодательство предусматривает возможность и прямых выборов, и назначения мэров. Однако, губернатор в этом году подписал закон о том, что мы идём по пути прямых выборов. Не очень хорошо, когда мы через некоторое время этот закон изменяем практически на 180 градусов. Нестабильность правового регулирования порождает недоверие к власти. Меня это беспокоит. Я думаю, что неплохо было бы по данному вопросу провести какие-то публичные слушания. У нас есть печальный опыт работы: жители Братска, Усолье-Сибирского и Ангарска уже нахлебались от этого института сити-менеджера.
- Валерий Алексеевич, у вас есть претензии к бюджету на 2015 год?
- Я принимаю участие в обсуждении проблем бюджета уже в 18-й раз, начиная с 1996 года, с тех пор, как первый раз избрался депутатом законодательного собрания. Я
обратил внимание на несколько проблем. Во-первых, считаю, что у нас расходная часть бюджета, мягко говоря, недостоверна. Почему? Не учтены, например, в полном объёме расходы, необходимые для питания и лекарственного обеспечения медицинских учреждений.
По данным, которыми я располагаю, обеспеченность питанием и лекарствами медучреждений -60%. Есть и другие аспекты, позволяющие сомневаться в достоверности бюджета. А достоверность – это один из принципов бюджетного строительства, который закреплён в бюджетном кодексе.
Ещё одна проблема - по прогнозу социально-экономического развития, у нас предусмотрен уровень инфляции - 5,5%. Конечно, инфляция будет значительно выше, но все выплаты и пособия проиндексированы на 5,5%. В то же время у нас ведь ещё долг есть по 2014 году, когда в бюджете был заложен уровень инфляции 5%, а фактически будет 8% или ещё больше. Такой подход ведёт к снижению уровня социальной поддержки граждан, особенно малообеспеченных, что, конечно, недопустимо.
Особо я обратил внимание на необходимость финансирования расходов, связанных с авиаперевозками в Тофаларию. Конституция предполагает свободу передвижения граждан, но жители этой территории не могут свободно выехать на «большую землю». Также необходимо ставить вопрос и о выезде туда врачей для проведения комплексного медицинского обследования населения, это очень актуальная проблема.